Звонок Шредингера: в России создан первый квантовый телефон

Звонок Шредингера: в России создан первый квантовый телефон
31.05.2019
24744

Российские ученые продемонстрировали телефон с квантовым шифрованием стоимостью 30 млн рублей. Пользователи заметили, что похожее устройство можно найти на Amazon за 229 долларов.

Телефон за миллион

Российская компания «Инфотекс» совместно с Центром квантовых технологий МГУ представила телефон ViPNet QSS Phone, поддерживающий технологию защиты данных при помощи квантовых ключей. В качестве демонстрации авторы проекта провели сеанс голосовой связи между ЦКТ и офисом разработчиков. Работа над устройством велась с 2016 года, на проект потрачено 700 млн рублей.

По словам Андрея Чапчаева, генерального директора компании «Инфотекс», отечественная разработка стала первой системой, которая использует квантовую криптографию для защиты сетевого трафика отдельных пользователей, и поэтому ViPNet QSS предоставляет очень высокий уровень конфиденциальности разговоров.

Продукт ориентирован на представителей бизнеса и госструктур, нуждающихся в безопасной системе коммуникаций. Замгендиректора «Инфотекса» Дмитрий Гусев оценил стоимость одного базового набора из двух телефонов и сервера в 30 млн рублей. Покупка 50 комплектов оборудования обойдется предприятию в 100 млн рублей. Серийное производство начнется к концу 2019 года.

 

Квантовый телефон «Инфотекс»

 

Принцип работы

Для защиты передаваемых между абонентами данных ViPNet QSS использует принцип квантовой запутанности. В телефоне применяется стойкое симметричное шифрование сетевого трафика. Устройства обмениваются информацией о ключах с помощью фотонов. Система предварительно генерирует два случайных числа для обоих телефонов, которые они сообщают друг другу при помощи элементарных частиц и вырабатывают общий ключ.

Преимущество такого подхода заключается в том, что систему нельзя взломать традиционным способом. Согласно основополагающим законам квантовой физики, невозможно измерить состояние фотона и снять с него нужную информацию, не изменив ее в процессе. Таким образом, ключ шифрования не может получить даже администратор сети.

По словам авторов проекта, телефон полностью защищен от известных атак при помощи квантовых компьютеров. Сейчас они практически не используются для хакинга, но уже в скором времени могут достичь достаточной производительности для взлома популярных современных криптографических алгоритмов.  

 

Устройства российского и американского производителей

 

Тем не менее, ViPNet QSS остается уязвим к ряду классических способов прослушки. Ключи лишь передаются безопасным квантовым способом, а шифруются классическим. Поэтому остается возможность перехватить данные в момент генерации ключа или после того, как они будут дешифрованы на устройстве. Правда, оба этих способа потребуют физического доступа к телефону или установки вредоносного ПО на него.

Также у ViPNet QSS есть и другие технические ограничения. Квантовые системы могут передать данные на расстояние до 100 км., а квантовый телефон – лишь на 25 км.

Проблема логотипа

Вскоре после презентации квантового телефона пользователи обнаружили, что внешний вид аппарата идентичен устройству Grandstream GXV3275, которое продается на Amazon за 229 долларов. 

Уточним, что изначально телефонный аппарат и не позиционировался как прорывная инновационная разработка. Квантовая передача ключей происходит при помощи отдельного блока. Вероятно, именно этот сервер и отвечает за распределение квантовых ключей и их дешифровку. Сам телефон выступает в роли «монитора», который нужен для вывода данных.

 

Телефоны «Инфотекс» с блоком для шифрования

 

Подробнее о разработке

Автор:
Аналитик

См. также

«СберТех», дочерняя компания «Сбера», объявила о предоставлении доступа к собственной серверной операционной системе SberLinux OS Server российским компаниям. ОС включена в реестр отечественного ПО.

20.10.2023    1990    VKuser24342747    0       

2

«СберТех» начал прием заявок на тестирование веб-сервиса для публикации ИТ-проектов GitVerse. Платформа подходит для разработки программ с открытым и закрытым кодом.

26.09.2023    1330    VKuser24342747    2       

1

Минцифры внесло в реестр отечественного ПО программно-аппаратный комплекс «Скала-Р», предназначенный для обработки больших данных. Это первый комплекс с таким функционалом, включенный в перечень.

22.08.2023    869    VKuser24342747    0       

1

Минцифры планирует стимулировать создание центров тестирования совместимости российских программ с российским оборудованием. На данный момент проект находится на стадии обсуждения – дата его запуска пока неизвестна.

05.07.2023    1092    user1915669    0       

1

«Ростелеком» представил собственный репозиторий «РТК-Феникс» для пакетов и библиотек с открытым исходным кодом. На площадке представлены только проверенные и популярные инструменты. 

27.06.2023    1115    VKuser24342747    5       

1

Минцифры опубликовало приказ, в котором перечислены организации, принимающие участие в тестировании российского аналога GitHub. Репозиторий опробуют 62 юрлица и 20 физлиц.

08.06.2023    1479    VKuser24342747    6       

1

Правительство подготовило постановление, которое даст электронике с российскими процессорами наивысший приоритет при госзакупках. Документ вступает в силу с 20 апреля 2023 года.

04.04.2023    7192    VKuser24342747    0       

1

В проекте документа ведомство предлагает поэтапное внедрение отечественных разработок в госкомпаниях и промышленных предприятиях. Полный переход намечен на 2024 год.

20.02.2023    8877    VKuser24342747    0       

3

Комментарии

Инфостарт бот
1. SGordon1 31.05.19 15:55 Сейчас в теме
Если все так - то нафига шильдики переклеивать ? :-))
Romakon92; madonov; +2 Ответить
16. A_Max 03.06.19 10:19 Сейчас в теме
(1) Потому что программно аппаратный КОМПЛЕКС. Или вас не смущали китайские аппараты брендрованные под линксис, а потом под циско? Так что всё логично.
2. 3vs 31.05.19 16:31 Сейчас в теме
"Устройства российского и американского производителей"
Как говорится, попробуйте найти десять отличий...
Так бы сразу и сказали, сами аппараты Grandstream GXV3275, куплены на Amazon за 229 долларов.
Шильдики переклеены.
А вся "запутанность" в сервере.
Так же у нас и с "отечественными операционными системами"...
Romakon92; Artem.Po; for_sale; 1serger; whitedi; +5 1 Ответить
3. SGordon1 31.05.19 16:33 Сейчас в теме
квантовые шорты же :-))
4. whitedi 31.05.19 16:46 Сейчас в теме
бюджетов на "безопасность" всегда не жалко, а на информационную тем более) ушлый ИТ директор там у них, однако) 80 уровня никак)
Serg O.; 3vs; shard; acanta; +4 Ответить
5. tchee 31.05.19 17:02 Сейчас в теме
Да оконечным оборудованием хоть телеграфный аппарат поставь. Интерес то к транспорту...
6. mkalimulin 31.05.19 17:33 Сейчас в теме
Разработчикам надо было идти дальше по пути квантовой запутанности.
А звонит Б и говорит, к примеру, что перечислит Б некую сумму.
Телефон квантово запутывает это сообщение и получается, что А сказал, что перечислит Б денег и не сказал одновременно.
SkyHunter; +1 Ответить
7. VmvLer 31.05.19 18:22 Сейчас в теме
Когда по квантовой связи можно будет делать звонки в соседнюю галактику тогда будут экономически целесообразны озвученные суммы на разработку и закуп.

А пока это просто дерибан бюджета.
smit1c; kamsky93; for_sale; SkyHunter; chesnauskis; +5 Ответить
17. A_Max 03.06.19 10:23 Сейчас в теме
(7) Лицо-рука. И в чём связь сказанного вами, с тем, что придумано и реализовано? Сделан квантовый генератор случайных чисел, позволяющий генерировать КЛЮЧИ для обычных протоколов шифрования.

Реально работает? - да
Полезное устройство? - да
Оно новое? - да

Что не так?
20. VmvLer 03.06.19 10:54 Сейчас в теме
(17) Все три "да" сомнительны.

Когда наши что-то изобретают с таки реальными "да" и с упором на связь и безопасность, то это, как правило, секретят и используют.
А презентация и дорогой ценник выглядят как развод бизнес.
22. A_Max 03.06.19 12:20 Сейчас в теме
(20) Всё правильно, секретят и используют. Так же как и с любым "оружием" и техникой двойного назначения есть версия для себя, а есть на продажу (да и продаётся совсем не всем и с кучей условий). Т.е. вариант на продажу значительно уступает по характеристикам используемым у себя (типа С-400 и триумф). Потому потенциальный рынок сбыта ещё уже чем мог бы быть.

А сомнения в чём?
8. Serg O. 31.05.19 23:57 Сейчас в теме
Замгендиректора «Инфотекса» оценил стоимость в 30 млн рублей. За 1 комплект. А далее предлагают уже 50 шт. За 100 млн. то есть уже по 20 млн. Скидочка уже... Неплохая.

Покупай по 50 продавай по 1 уже 50 млн. в кармане...
Супербизнес
10. dsdred 01.06.19 11:50 Сейчас в теме
(8)
Замгендиректора «Инфотекса» оценил стоимость в 30 млн рублей. За 1 комплект.

Вы случайно не с канала Россия?

одного базового набора из двух телефонов и сервера в 30 млн рублей

А 1 сервер и 50 аппаратов = 100 млн.

П.С. Цена все равно высока, но просто не люблю когда из контекста вырывают только фразы теряя весь смысл и подавая их под своим соусом.
11. Serg O. 01.06.19 12:03 Сейчас в теме
(10) нет я, к сожалению или к счастью,не с канала Россия
просто цифры рядом... бросаются в глаза только что за 30 оценено... (значит реально дороже будет) и тут же по 20 оптом в 1,5 раза "дешевле" ... всё, сразу ступор... дальше фраза "пролетела мимо" ушей/глаз... такое первое впечатление, уж простите

похоже на выступление Карцева про раки...
те вчера были большие раки, но по 5 р.
а сегодня по 3р. но маленькие
18. A_Max 03.06.19 10:25 Сейчас в теме
(10) Ну и стоит понимать, что стоимость железа тут не составляет значительную долю. Так, что цена расчитана для окупаемости RnD. Будут закупки на десятки-сотни тысяч, цена упадёт в сотню раз. А это вряд-ли, тем более в начале и на очень конкурентном рынке.
9. vano-ekt 01.06.19 07:29 Сейчас в теме
12. for_sale 01.06.19 13:34 Сейчас в теме
(9) изонанолента с квантовым запутыванием стоимостью 800 млн долларов?
25. Artem.Po 03.06.19 13:08 Сейчас в теме
(9) у вас неправильная изолента, не взлетит.
Вот какая нужна:
13. galich 01.06.19 21:35 Сейчас в теме
Народ, ну вы-то умнее среднего обывателя! Разработка - черная коробочка внутри, а к какому аппарату ее крепить - вообще не принципиально. Какой понравился, такой и взяли. На ровном месте опять хайп подняли...
14. madonov 03.06.19 02:28 Сейчас в теме
(13)
для секретной связи с квантовым шифрованием в качестве оконечных устройств закупили телефоны из США.
Причем это сложные устройства со своей операционной системой и тд..
Вы серьезно не понимаете в чем тут проблема? =)))

Какая разница что там шифруют эти коробочки и сервер, если в оконечном устройстве может быть бэкдор?
В данном случае всё квантовое шифрование идёт по бороде, и уровень секретности снижается с квантового шифрования за сотни миллионов рублей до уровня телефона за 299$.
15. acanta 03.06.19 02:51 Сейчас в теме
(14) Да кому она нужна, эта вторая линия.
19. A_Max 03.06.19 10:30 Сейчас в теме
(14) А вы уверены, что там штатное ПО? Но в принципе вы правы, поговорим про "нафига нам эльбрус за стотыщ денег"?
21. galich 03.06.19 11:02 Сейчас в теме
(14)
ют эти коробочки и сервер, если в оконечном устройстве может быть бэкдор?
В данном случае всё квантовое шифрование идёт по бороде, и уровень секретности снижается с квантового шифрования за сотни миллионов рублей до уровня телефона за 299$.

Мда. А передает он эти данные по электрической сети на секретные подслушивающие станции, установленные на трансформаторах.
Выход во внешний мир один и идет через коробочку. Это никак не отсечет жучков в комнате, или в трубке, это для отсечения перехвата на линии. А до шифровальщика - хоть с ведра говори.
23. A_Max 03.06.19 12:22 Сейчас в теме
(21) Правильно, обеспечение безопасности связи это опять же КОМПЛЕКС мер, включая чисто технический в виде непрослушиваемых помещений.
24. ManyakRus 03.06.19 12:47 Сейчас в теме
1) на скрине видно что в "телефон" втыкнут обычный планшет

2) "ViPNet..." - это обычная SIP-телефония,
раньше сам баловался пока в билайне цены на звонки не снизились

3) нового тут только: "...квантовый генератор случайных чисел" за 100$ usd
26. A_Max 03.06.19 14:47 Сейчас в теме
(24) Пункт 3 значит, что вы готовы продать сегодня такое устройство за 100$ ? Я готов приобрести куда заехать?
И вы не открыли америку, что вся новизна и есть ТОЛЬКО в этой чёрной коробке. Да и в коробке вполне может быть воткнут просто плата расширение и даже в виде USB "свистка" или мыльницы.
27. ManyakRus 03.06.19 14:59 Сейчас в теме
(26) https://comscire.com/product/pq4000ksi/
PureQuantum® Model PQ4000KSI
$765.00
да, оно немного дороже.
но по сравнению с ценой 100 000 000 руб. это фигня
30. A_Max 03.06.19 18:08 Сейчас в теме
(27)
По вашей ссылке:
The quantum entropy source in the QNG Model PQ4000KS is shot noise due to sub-threshold leakage and gate tunneling leakage in MOS transistors.

Т.е., аппаратный ГСЧ на основе шума переходных процессов, т.ч. квантовость там притянута за уши для хайпа...

Штуковина же из статьи "немножко" посложнее. Окунулся поглубже и признаю, что оказался категорически неправ по поводу юсб коробочки https://rqc.ru/about
28. mkalimulin 03.06.19 15:09 Сейчас в теме
Это называется: физика против математики - дохлый номер.
Разработка призвана эксплуатировать паранойю, связанную с несуществующими еще пока квантовыми компьютерами.
Мысль достаточно простенькая. Вот сейчас сделают квантовые компьютеры (а может, враги уже и сделали, но никому не сказали)))) и все системы шифрования с открытым ключом перестанут работать. Потому что, дескать, они основаны на невозможности перебора вариантов неквантовыми компьютерами за приемлемое время. А квантовые будут будут в миллиарды раз производительнее обычных и они что угодно взломают.
Ошибка здесь вот в чем.
Система с открытым ключом - это математическая система. Она не ломается грубой физикой. Может когда-нибудь квантовые компьютеры и сделают. Добьются на практике более или менее стабильных параметров работы. И они и вправду будут работать в миллиард раз быстрее. Но это не ломает систему с открытым ключом в принципе. Условно говоря, вместо ключа в 32 символа, вы будете использовать ключ в 64 символа. И для ее взлома потребуется компьютер не в миллиард, а в миллиард миллиардов раз быстрее чем обычный. Вот и все.
Разработка эксплуатирует невежество и паранойю и поэтому вредная.
29. SGordon1 03.06.19 15:43 Сейчас в теме
А шифруют то кузнечиком?
31. A_Max 03.06.19 18:15 Сейчас в теме
(29) Это для вас принципиально? Могу ошибаться, но чувствуется какой-то сарказм. Можно узнать в чём его причина по отношению к ГОСТовскому алгоритму шифрования?
32. mkalimulin 03.06.19 22:00 Сейчас в теме
(31) Есть подозрения, что ФСБ разработала алгоритм, с помощью которого можно зашифровать сообщения ото всех, кроме ФСБ.
34. SGordon1 04.06.19 10:26 Сейчас в теме
(31)Ну интересно же, можно его дальше ломать так же как и обмен открытыми ключами?
33. nytlenc 04.06.19 05:55 Сейчас в теме
Есть подозрения, что ребята тупо освоили бюджет в 700 млн. а для того, чтобы как-то отчитаться, купили парочку SIP телефонов и "В качестве демонстрации авторы проекта провели сеанс голосовой связи между ЦКТ и офисом разработчиков.".
Только я как инженер не совсем понимаю, что именно подобная демонстрация может "продемонстрировать"? Что "О ЧУДО!!!!! Великие волшебники, телефон зазвонил и сеанс связи состоялся!!!!"???
Каким образом псевдоученые продемонстрировали (или продемонстрируют) работоспособность своей разработки в действии? Во время "демонстрации" подвергали атаке алгоритм шифрования или еще как то? Или тупо позвонили ))) Привет Вася!! Привет Коля... Все сказали "Вау!!!" поверили на слово и разошлись?
Блин я ржу не могу на такими вбросами....
35. MikhailDr 04.06.19 12:01 Сейчас в теме
"Российские ученые продемонстрировали телефон с квантовым шифрованием стоимостью 30 млн рублей. Пользователи заметили, что похожее устройство можно найти на Amazon за 229 долларов."

Вся журналистика в одном предложении. Прямо грубый пример мема про ученого, который изнасиловал жруналиста.
A_Max; Vovan1975; +2 Ответить
36. bgxz 20.06.19 12:01 Сейчас в теме
"Устройства обмениваются информацией о ключах с помощью фотонов" - а что, меня одного эта фраза смутила?
Сервера друг другу подмигивают фонариками? Или эти товарищи так завуалировали связь по оптоволокну?

Оставьте свое сообщение