Продолжается внедрение платформы по сбору и обработке данных о транспорте, а также по фиксации дорожной обстановки. Стало известно, какие данные система будет получать от автомобилей.
Об «Автодате»
В 2019 году в поручении президента Пр-2199, п.1д была поставлена задача разработать нормативную базу под создание платформы «Автодата» и обеспечить доступ к собираемым через нее данным для отечественных разработчиков продуктов и услуг.
Платформа «Автодата» будет собирать, хранить и обрабатывать автомобильные и транспортные данные уже существующих цифровых систем. Это данные о здоровье человека, эксплуатации автомобиля, а также о внешней окружающей среде: качестве дороги, погодных условиях и географии использования.
Платформу разрабатывает федеральный сетевой оператор «НП ГЛОНАСС» совместно с рабочей группой компании «НТИ Автонет».
Как будет функционировать платформа «Автодата»
Согласно проекту перечня данных, которые предполагается собирать со всех автомобилей РФ в единую базу, автопроизводители должны будут раз в минуту собирать:
- навигационную информацию: координаты, скорость и направление движения;
- динамику движения транспортного средства: нагрузка на ось, ускорение и замедление, системы помощи водителю, ABS, системы экстренного торможения и других);
Раз в полчаса собирать информацию:
- о состоянии фар и фонарей (вкл/выкл);
- об ошибках двигателя;
- о неисправностях тормозной системы и об индикации износа тормозных колодок;
- о дорожных работах;
- об ухудшении видимости;
- о препятствий для проезда по дороге;
- об усталости водителя.
Все эти данные не реже чем раз в 15 минут должны будут направляться в «Автодату». Такой интервал передачи данных позволит платформе не следить за машинами в режиме реального времени. В сообщении также будет VIN-номер машины, ее категория и экологический класс, расчетная грузоподъемность и идентификатор сообщения.
В текущем варианте проекта размещение данных в системе будет бесплатным. Участниками процесса станут автопроизводители, ответственные за дороги и владельцы дорог, а также собственники транспорта.
К каким последствиям может привести внедрение платформы
«Автодата» станет базой данных, куда стекаются данные со всех автомобилей страны. Одна из целей – повышение безопасности. Это касается таких вопросов как общественная безопасность и соблюдение правил дорожного движения, экологическая безопасность, а также повышение эффективности движения.
Сейчас автопроизводители дистанционно собирают обезличенные данные, без привязки к ВИН-номеру. Кроме того, не на всех моделях транспортных средств есть возможность собирать необходимую для «Автодаты» информацию. Даже по тем моделям, где это возможно, полученные данные составляют примерно половину от требуемого объема. Следовательно, для сбора и передачи информации придется модернизировать новые и подержанные машины, что отразится на цене авто.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что введение такой системы будет критично для рынка массовых автомашин, так как покупатели этого сегмента очень чувствительны к повышению цен. И после внедрения системы многие машины могут оказаться недоступными для покупки.
Напомним, что это не первая инициатива по техническому переоснащению машин по государственным требованиям. Так, требование по обязательной установке системы ГЛОНАСС планомерно внедряется с 2015 года. Очередное требование начнет действовать с 31 мая 2021 года для автобусов, перевозящих группы детей и их сопровождающих, а также для перевозчиков опасных грузов.