Росалкогольрегулирование сообщило, что с 4 марта изменился порядок выдачи федеральных специальных марок – теперь этот процесс полностью автоматизирован. Кроме того, изменения коснулись правил заполнения заявления на выдачу этих марок, а также содержания Справочника соответствия видов продукции.
Федеральные специальные марки
В соответствии с 171-ФЗ, вся алкогольная продукция в России подлежит обязательной маркировке. Это требование относится как к алкогольным товарам, производимым на территории РФ, так и к ввозимым из других государств. Исключение составляет лишь алкогольная продукция, вывозимая из РФ на экспорт, а также пиво и пивные напитки, сидр, медовуха и некоторые другие товары (п. 19 ст. 12, 171-ФЗ).
Для маркировки применяются федеральные специальные марки (ФСМ). На них всегда имеется штрих-код – его наносит организация-изготовитель ФСМ. Если считать этот штрих-код, можно получить полную информацию и о самой марке, и о маркируемой ею алкогольной продукции.
ФСМ должны быть изготовлены и нанесены таким образом, чтобы их было невозможно подделать и использовать более одного раза. Кроме того, технология создания и нанесения должна позволять беспрепятственно считывать штрих-код для получения скрывающихся за ним данных.
Чтобы приобрести ФСМ, производитель алкогольной продукции или ее поставщик из-за границы должны подать в электронном виде заявление в органы Росалкогольрегулирования. В заявлении нужно указать вид алкогольной продукции, которую собираются маркировать, ее объем, процент содержания в ней этилового спирта, емкость потребительской тары, количество запрашиваемых марок.
При этом для определения вида конкретной продукции заявителям нужно воспользоваться специальным Справочником соответствия видов продукции (далее - Справочник). В этом Справочнике перечислены все возможные виды спиртосодержащей продукции и образец того, как они должны быть указаны на ФСМ.
В чем состоят изменения
С 4 марта выдача ФСМ производится полностью автоматически, с помощью программного обеспечения УТМ ЕГАИС. Чтобы программа работала правильно, разработчикам пришлось обновить Справочник соответствия видов продукции.
Кроме того, Росалкогольрегулирование обратило внимание на то, что при формировании электронного заявления о выдаче ФСМ нужно учесть ряд важных требований:
- в номере заявления нельзя писать буквы и специальные символы;
- указывать процентное количество содержания спирта нужно точно, отображая все имеющиеся знаки после запятой;
- при указании емкости потребительской тары продукции нужно использовать Справочник емкости алкогольной продукции;
- если продукция ввозится из другого государства, следует указывать номер договора поставки (если номера у договора нет, то «б/н»);
- в поле «Назначение платежа» при оплате госпошлины за предоставление услуги по выдаче ФСМ надо вносить следующую фразу: «Государственная пошлина за выдачу федеральных специальных марок по заявлению № 8 от 01.03.2023»;
- если одно и то же лицо подает несколько разных заявлений, то вносить оплату за изготовление ФСМ и госпошлину нужно отдельно по каждому обращению.
При внесении информации о поставке или внутреннем перемещении подлежащей маркировке продукции нужно отмечать:
- в поле 81 – номер регистрации извещения об уплате ( или об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (идентификатор (ID), присвоенный ФНС РФ;
- в поле 82 – дату регистрации извещения в ФНС РФ.
Росалкогольрегулирование также обещало в ближайшее время опубликовать на своем сайте в разделе «Федеральные специальные марки» инструкцию по представлению заявления о выдаче федеральных специальных марок посредством УТМ ЕГАИС.
Что будет, если проигнорировать требование о маркировке
Нарушение требований о маркировке алкогольной продукции карается привлечением к административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ. Если нарушение выразилось в производстве или вводе в оборот немаркированных товаров или товаров, маркировка которых не позволяет установить необходимые сведения, то штраф составит от 5 000 до 10 000 руб. для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. для компаний. Саму немаркированную продукцию контролирующий орган конфискует.
За продажу товара без маркировки ответственность практически такая же, только для компаний верхняя граница штрафа выше – до 300 000 руб.
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации учетных систем на платформе 1С под требования ЕГАИС