В России может появиться список образовательных онлайн-ресурсов, которые будут использоваться в школах и учреждениях среднего профессионального образования (СПО).
Нехватка экспертизы
Законопроект предполагает, что формировать единый федеральный реестр будет Министерство просвещения. Поправки устанавливают, что с 1 сентября 2022 года учебные заведения будут обязаны использовать образовательные онлайн-ресурсы, которые будут включены в этот перечень.
Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова пояснила, что из-за перехода школ и СПО на дистанционный формат обучения организации начали использовать различные образовательные онлайн-платформы: «Яндекс.Учебник», «СберКласс», «Учи.ру» и прочие. Однако эти сервисы не проходят государственную экспертизу, обязательную для бумажных учебников, а у чиновников нет законных оснований провести их проверку. Поэтому, по мнению Казаковой, Министерство просвещения должно получить такие полномочия.
Законопроект прошел первое чтение еще летом этого года, однако на тот момент он вносил поправки в отдельные правовые акты, которые регулировали деятельность организаций профессионального обучения по программам подготовки для рабочих и служащих. Изменения, касающиеся реестра образовательных онлайн-ресурсов, появились в документе лишь перед вторым чтением.
Работа с личными данными
Законопроект также определяет, каким образом будет происходить обработка персональных данных школьников и студентов. Поправки предполагают, что учебные заведения, которые в процессе онлайн-обучения будут собирать и хранить личные сведения учеников, будут обязаны создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Информационная система будет разработана на государственном уровне. В случае принятия поправок эта норма вступит в действие 1 января 2023 года.
Планируется, что обработка персональных данных учащихся будет осуществляться при помощи сервиса ГИС «Моя школа», который сейчас в тестовом режиме развивает Министерство просвещения. По словам Казаковой, власти смогут предоставить школам и СПО всю необходимую технику, которая потребуется для работы системы.
Соавтор законопроекта Александр Хинштейн дополнил, что поправки прошли предварительное обсуждение с представителями образовательных онлайн-сервисов. По словам чиновника, к концу совещания эксперты пришли к выводу, что верификация необходима для продуктов, которые имеют доступ на рынок дистанционного обучения в школах и СПО.