Госдума приняла ряд законопроектов, регулирующих деятельность ИТ-индустрии. Парламент посчитал необходимым обязать иностранные компании открывать филиалы в России и вести учет всей интернет-рекламы.
Ограничения для зарубежного ИТ
С 1 января 2022 года иностранные компании, продукты которых имеют суточную аудиторию более 500 тыс. российских пользователей, обязаны открыть на территории страны филиал или зарегистрировать юрлицо, представляющее в полном объеме головной офис.
Новый закон также устанавливает нормы принуждения зарубежных организаций к соблюдению правового поля России. Документ позволяет информировать пользователей о нарушениях интернет-ресурса, запрещать размещение рекламы на информационных проектах, не соблюдающих законодательство, блокировать проведение платежей, ограничивать видимость сайтов в поисковой выдаче и не давать разрешение на сбор и обработку пользовательских данных. Кроме того, допускается возможность запрещать посещение сайта с территории России.
В предварительный перечень иностранных ИТ-гигантов, которые подпадают под действие закона, включены 20 компаний, среди которых YouTube, Gmail, Google, Amazon, Cloudflare и Wikipedia.
Рекламные отчеты
С 1 сентября 2022 года Роскомнадзор начнет вести информационную систему, в которой будут собраны сведения обо всей интернет-рекламе в Рунете. В реестр будут включены сведения от распространителей рекламы и рекламодателей, операторов рекламных сетей и рекламных посредников. Точный перечень информации, которую придется предоставить РКН, утвердит правительство. Требование к программному обеспечению определит Роскомнадзор.
Добавлять в систему необходимую информацию могут как сами компании, публикующие или создающие рекламу, так и операторы рекламных данных. Для отбора таких организаций будет учреждена специальная комиссия. Сверять данные в реестре РКН будет в сотрудничестве с Федеральной антимонопольной службой. Действие закона не будет распространяться на социальную рекламу.
Узнать всю аудиторию
Еще одна грядущая обязанность Роскомнадзора – выбор организации, ответственной за измерение интернет-аудитории. Новый закон определяет необходимость отслеживать посещение сайтов. Компании предстоит заниматься систематическим сбором, записью, систематизированием и анализом данных, которые относятся к объему и предпочтениям посетителей веб-ресурсов.
Реестр порталов, для которых будет проводиться измерение, и методику отслеживания также определит РКН. Владельцы сайтов обязаны реализовать техническую возможность проведения измерений и передавать необходимые данные. Организация, отвечающая за исследования, в свою очередь, обязуется не использовать полученные сведения для любых иных целей, кроме оценки интернет-аудитории.