Государство тщательно контролирует все, что связано с вооружением и военной техникой. Если организация заключает контракт на гособоронзаказ или только планирует участвовать в закупках – необходимо знать особенности учета таких заказов.
Как строится раздельный учет в организации? Что нужно знать об отчетности, если вы только собираетесь стать участником ГОЗ? Разобрали самые важные вопросы для начинающих работу с ГОЗ вместе с аналитиком 1С в Инфостарт.Внедрение Екатериной Семеновой.
Законодательное регулирование: федеральный закон 275-ФЗ
Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд в целях безопасности страны. Например, военная техника или вооружения, обмундирование для личного состава и продовольствие.
За общий порядок госзакупок отвечает закон № 44-ФЗ. Особенности работы с гособоронзаказом регулирует специальный нормативный правовой акт – федеральный закон № 275-ФЗ.
275-ФЗ о государственном оборонном заказе регулирует отношения участников ГОЗ и порядок государственного контроля за исполнением заказа. Документ описывает основные процессы при работе с ГОЗ:
- планирование закупок;
- определение начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ.
Методы ценообразования описаны в Постановлении Правительства РФ №1465 от 02.12.2017, о чем в 275-ФЗ можно посмотреть по списку глав
- дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
- обеспечение выполнения контракта;
- права и обязанности участников ГОЗ;
- правила банковского сопровождения;
- нарушения и ответственность в области ГОЗ.
В частности, 275-ФЗ регламентирует ведение раздельного учета для гособоронзаказов. Например, если организация исполняет сразу несколько контрактов ГОЗ, для каждого контракта доходы, расходы и активы учитываются отдельно – этого требует раздельный учет. Если не выполнять эти требования, организации грозит штраф.
Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги. По требованию заказчика исполнитель обязан подготовить любые документы в рамках контракта и предоставить информацию о каждом привлеченном исполнителе.
Принципы ведения раздельного учета на предприятии
Кто контролирует работу с ГОЗ
Основной контроль при работе с гособоронзаказом осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС следит за всеми этапами работы с ГОЗ: от размещения заказов до исполнения контрактов. Также к работе с ГОЗ могут подключиться прокуратура и казначейство.
Заказчик, органы финансового мониторинга и прокуратуры имеют право запрашивать любую информацию о исполнителя ГОЗ:
- о финансовых операциях исполнителя,
- о субподрядчиках,
- о том, на каком этапе находится исполнение контракта.
Внимание к работе исполнителя становится более пристальным, если речь идет о закупке военной техники или боеприпасов. В этом случае к проверкам подключается военное представительство.
Военное представительство – контролирующий орган, посредник между заказчиком и исполнителем. Военное представительство также может потребовать у исполнителя дополнительные отчеты. Например, запросить процент прибыли в разрезе конкретного контракта, расходы по определенному контракту или информацию о поставщиках, с которыми исполнитель сотрудничал в части ГОЗ.
Екатерина Семенова, аналитик 1С, Инфостарт.Внедрение:
- Если компания правильно ведет раздельный учет в 1С, то, как правило, все данные должны быть в учетной системе. Так например, можно сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счетам БУ в разрезе гозконтрактов, партий или изделий. А также использовать их как аналитику в различных отчетах, настроить необходимый уровень детализации
Отчетность по ГОЗ
Отчетность по гособоронзаказу условно можно разделить на несколько видов:
- обязательная срочная,
- обязательная несрочная,
- отчетность по требованию.
К обязательной срочной отчетности относится отчет об исполнении контракта в ЕИС ГОЗ. Отчет сдается в специальной форме, в этой же форме отчет присутствует в 1С. Форма и правила предоставления отчета об исполнении контракта ГОЗ установлены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 в мае 2018 года.
Исполнитель обязан предоставлять отчет об исполнении контракта ГОЗ каждый месяц, если:
- на предприятии есть военное представительство
- к гособоронзаказу открыт отдельный счет (ОБС). ОБС – счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по ГОЗ. Для каждого контракта счет открывается отдельно.
Ежемесячный отчет предоставляется 25 числа каждого месяца до тех пор, пока контракт не будет исполнен. В остальных случаях исполнитель предоставляет отчет по запросу, но составлять его каждый месяц должны все исполнители ГОЗ. Заказчик может запросить этот отчет за любой период исполнения контракта.
Обязательная несрочная отчетность включает индивидуальный набор документов. Это могут быть:
- выписки или копии учетной политики по раздельному учету,
- приказы о начале исполнения заказа,
- приказы о создании рабочей группы, если подразумевается проектная деятельность,
- контракт с поставщиком, в котором указан ИГК
- сведения об открытии отдельного ОБС,
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе отдельных контрактов, по отдельной продукции;
- первичка. Если закупка товара происходит не под контракт, а поставка осуществляется со склада, может потребоваться быть целая стопка документов.
Оборотно-сальдовая ведомость в разрезе отдельной продукции
Отчетность по требованию, как следует из названия, предоставляется на основании официального запроса заказчика или военного представительства. Заказчик может запросить данные о выручке за прошлый период по контрактам ГОЗ, сведения о численности персонала, ценах на продукцию и так далее.
Также заказчик может попросить выписку из бухгалтерской отчетности, среднюю численность компании или выручку.
Раздельный учет по гособоронзаказу
Организации, которые выполняют государственный оборонный заказ, обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Затраты учитываются обособленно по каждому заключенному контракту: доходы, расходы, активы, в том числе – запасы.
Раздельный учет отличается от бухгалтерского составом затрат, порядком распределения накладных расходов и определением финансового результата.
Раздельный учет подразумевает, что предприятие ведет:
- учет себестоимости единицы изделия,
- нормирование рентабельности,
- учет рабочего времени (в производстве),
- нормирование затрат.
Нормирование рентабельности устанавливается для закупок в рамках ГОЗ. По уровню рентабельности существует несколько ограничений:
- максимальная прибыль исполнителя не может быть больше 1% от плановых привнесенных затрат на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) сторонних соисполнителей;
- максимальная прибыль исполнителя не должна превышать 20% от плановых собственных затрат.
Карточка ведения раздельного учета по ГОЗ на предприятии
Екатерина Семенова, аналитик 1С, Инфостарт.Внедрение:
Предприятие может использовать всю методологию раздельного учета, даже если не работает с гособоронзаказом. Методология раздельного учета ложится в классическую экономическую концепцию, когда ты планируешь расходы и доходы на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Раздельный учет помогает детально отследить норму прибыли, а отчет ЕИС ГОЗ удобен в целом для того, чтобы отслеживать результат раздельного учета.
ЕИС ГОС как модуль продается отдельно для Бухгалтерии, Комплексной автоматизации, есть этот модуль и в ERP.
Раздельный учет наглядно дает понять, что происходит в компании: все разложено по полочкам, можно в подробностях дойти до себестоимости каждой партии. Например, РУ полезен для компаний, которые хотят из партии в партию понимать, сколько стоит производство продукции. Руководство видит динамику на графике изменений себестоимости, сможет оперативно отреагировать на негативные изменения и держать руку на пульсе.
Учетная политика предприятия в раздельном учете
В основе раздельного учета на предприятии, как правило, лежит учетная политика. Учетная политика – это внутренний документ предприятия или индивидуального предпринимателя, регламентирует порядок организации бухгалтерского и налогового учета.
Учетная политика включает:
- круг ответственных. За раздельный учет на предприятии необязательно отвечает бухгалтер. Это может быть генеральный директор, финансовый директор или сотрудник, с бухгалтерией никак не связанный.
- описание бизнес-процессов, которые происходят в рамках раздельного учета.
- формы внутренних документов, в том числе – расшифровки себестоимость и сметы накладных расходов которые разрабатывает и собирается использовать предприятие.
Как может выглядеть учетная политика на предприятии: пример
Екатерина Семенова, аналитик 1С, Инфостарт.Внедрение:
Во многих российских предприятиях деятельность регламентирована фрагментарно: учетная политика не отражает реальную картину или отражает ее специально для налоговых органов и больше никак не работает.
Учетная политика должна четко описывать процесс и результат ведения раздельного учета в каждом пункте. При этом каждый пункт учетной политики обязательно подкреплять ссылками на законодательные и нормативные акты с указанием конкретной статьи.
Давайте подытожим
Особенности работы с гособоронзаказом регулирует специальный нормативный правовой акт – федеральный закон № 275-ФЗ.
Основной контроль при работе с гособоронзаказом осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС следит за всеми этапами работы с ГОЗ: от размещения заказов до исполнения контрактов. Также к работе с ГОЗ могут подключиться прокуратура и казначейство.
Заказчик, органы финансового мониторинга и прокуратуры имеют право запрашивать любую информацию о исполнителя ГОЗ.
Отчетность по гособоронзаказу условно можно разделить на несколько видов:
- обязательная срочная, например, отчет в ЕИС ГОЗ
- обязательная несрочная, например, первичка или оборотно-сальдовые ведомости
- отчетность по требованию.
Для правильной организации раздельного учета и подготовки отчетных форм для контролирующих органов мы подготовили для вас ряд готовых решений с технической поддержкой.