С 1 марта 2023 года все маркетплейсы наравне с продавцами несут ответственность за продажу немаркированной и/или поддельной продукции на своих площадках. Постановление о внесении изменений в закон о маркировке ещё в июле 2022 года подписал Михаил Мишустин.
Что изменилось для маркетплейсов
Ранее ответственность за непередачу данных в систему «Честный знак» лежала только на продавцах, и многие агрегаторы пользовались этим, оказывая просто логистические услуги и никак не проверяя качество самого товара. Теперь же ситуация меняется, с 1 марта 2023 года маркетплейсы обязаны:
- проверять все товары, подлежащие маркировке, на их соответствие требованиям Федерального закона о маркировке 487-ФЗ от 31.12.2017;
- указывать в чеке и бланках строгой отчетности дополнительный реквизит «код товара» для всей маркированной продукции. Ранее это было делать необязательно, если товар приобретен дистанционно;
- передавать в «Честный знак» данные о товарообороте маркетплейса.
Маркетплейс должен принимать на склад и реализовывать товары, которые уже промаркированы поставщиком, делать этого самостоятельно не нужно. Но, если через площадку была реализована продукция, не соответствующая требованиям, то маркетплейс несет за это ответственность.
Как нововведения повлияют на онлайн-бизнес
В Центре развития перспективных технологий считают, что новые меры пойдут на пользу как покупателям, так и самим агрегаторам. Проблема поддельного товара на маркетплейсах стоит достаточно остро, случаев возврата, претензий и обращений в суд у всех крупных агрегаторов предостаточно. По данным «ТИАР-центра», до 70% продаж на маркетплейсах приходятся на контрафактную продукцию. Кроме того, уже случались прецеденты, когда суд взыскал компенсацию не с продавца, а с площадки, где был приобретен товар.
По этим причинам крупнейшие онлайн-площадки уже в 2022 году начали вводить собственные меры контроля:
Ozon интегрировали приемку товара с «Честным знаком»: продукция без маркировки не принимается на склад компании и не продается на площадке.
Wildberries в июне 2022 добавили в оферту новые пункты: об обязательстве поставщика предоставить сертификат, декларацию соответствия или отказное письмо на товар, а также бумаги с характеристиками товара и подтверждением права на использование интеллектуальной собственности, если маркетплейс их запросит.
Позже, в ноябре, Wildberries ввели верификацию деклараций и сертификатов соответствия: продавец может ввести соответствующие данные в карточку товара, пройти проверку Росаккредитации и получить после этого специальную отметку в карточку. А в декабре добавили функционал, с помощью которого можно отправлять в «Честный знак» данные о товарах напрямую из приложения.
Lamoda ещё в 2021 году начали проверять права поставщика на использование товарного знака и наличие маркировки на товарах, для которых она нужна.
Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет создали единую систему для борьбы с контрафактом. В нее вносятся данные о всех продавцах, замеченных в торговле поддельными товарами. Попав в этот «черный список» впервые, продавец получает приостановку продаж на 3 месяца, за повторное нарушение предполагается блокировка на всех трёх маркетплейсах.
Напоминаем, на сегодняшний день в России введена маркировка следующих категорий товаров: некоторые виды одежды, обувь, воды в бутылках, молоко и молочные продукты, лекарства, парфюмерия, шины и покрышки, фототехника, табачные изделия.
Список товаров, которые нужно маркировать, постоянно пополняется. К примеру, в 2023 году в него добавятся новые виды одежды, а в 2024 – велосипеды.
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.