Что известно на данный момент
Правительством опубликован проект указа о запуске в тестовом режиме маркировки обуви. Текущая дата эксперимента – с 1 июня по 31 декабря 2018 г. Цели:
-
увеличить сбор налогов;
-
оценить эффект и целесообразность мониторинга на данном рынке;
-
определить технические возможности информационной системы.
Участники рынка обувных товаров добровольно принимают участие в этом эксперименте. Оператором системы будет «дочка» Центра развития перспективных технологий ООО «Оператор–ЦРПТ», организация входящая в структуры «Ростеха». Эта же организация является оператором по аналогичному пилоту табачной продукции.
Что интересно, по проекту положения сам оператор разрабатывает требования к информационной системе и обеспечению защиты информации. Можно предположить, что за основу возьмут положительный опыт предыдущих экспериментов и значительных нововведений не будет. Есть неопределенность, что будет носителем – RFID метка или штрихкод. С учетом того, что на сайте ЦРПТ есть информация о разработке «технологии цифрового кода без специального носителя», можно предположить, что маркирование будет осуществлено штрих–кодированием, так как в случае использования технологии RFID понадобится специальный носитель – интегральная схема (ИС) для хранения и обработки информации.
Готов ли к этому рынок
Если говорить о технических моментах, то ожидается, что ритейл не столкнется с проблемами в ходе эксперимента. У подавляющего большинства есть в наличии сканеры штрихкодов, а если говорить об учетных системах, то в продуктах 1С определенно будет доработан необходимый функционал разработчиками типовых конфигураций. Вот правда микробизнес – у него могут быть затруднения в виде приобретения оборудования и ПО. Скорее всего, мелкие предприниматели не используют в своей работе сканер штрихкодов, а учет ведут в бумажном виде или электронных таблицах. И если покупка сканера не представляет проблемы, то с программой учета могут быть трудности, использование «1С:Розница» в сценарии небольшой торговой точки или интернет-магазинчика явно будет «из пушки по воробьям». Но, скорее всего, игроки рынка автоматизации быстро предложат продукт для этой ниши, аналогично как это было с онлайн кассами и АРМ от «Эвотора», а также многими решениями для ЕГАИС.
Что касается правовых аспектов, без подробных требований к процессу невозможно сделать предположений о возможных трудностях, но что будет наверняка – это аврал по нанесению меток, особенно у опта.
Будет ли эксперимент успешен
С учетом успехов предыдущих проектов:
-
по итогам 2016 года, объем акцизных сборов на алкоголь, поступающих в бюджет, вырос на 56 млрд рублей по сравнению с 2015 годом;
-
по данным минпромторга в РФ реализовывалось 350-400 тыс шуб в год, а продавцы на конец 2016 года заказали 6 млн чипов, что говорит о несколько большем объеме продаж.
Скорее всего, пилот по обуви пройдет удачно, и в РФ еще на одну систему отслеживания товара станет больше. Минпромторг ожидает значительного снижения серого ввоза обуви и повышения собираемости налогов на этом рынке. Очевидно, что ведомство продолжит контроль товаров и подобных систем будет только больше, а к 2024 году должна быть введена сплошная маркировка товаров на рынке.