Минпромторг предложил выдавать специальные марки на табак, только когда продукция уже будет внесена в систему маркировки.
Зачем это нужно
Изменение порядка выдачи спецмарок поможет эффективнее бороться с нелегальным табаком. Сейчас фирмы-однодневки часто используют мошеннические схемы, которые позволяют им быстро получить марки и ввести нелегальную продукцию в оборот. Но если привязать выдачу спецмарок к регистрации в системе маркировки, нелегальный табак сразу станет заметнее.
Если товар попал в систему маркировки, то отследить его путь несложно. Нелегальный табак в систему попросту не внесут, а поддельные спецмарки оперативно изымут из оборота.
Как предлагают действовать
Минпромторг хочет прекратить выдачу спецмарок компаниям, которые не зарегистрированы в системе маркировки. Новые правила намерены ввести с 1 апреля 2020 года.
Таким образом, если компания хочет работать легально, она должна зарегистрироваться в системе и заключить договор с ее оператором. Система позволит производителю предоставлять маркировку участникам оборота. Компании-однодневки предлагают товар дешевле легальных производителей. Они не тратятся на акцизы и другие сборы, к тому же не несут ответственности за качество.
Новая схема работы отразится на ценах на продукцию, но убережет потребителей от потенциально контрафактного табака.
Одна из многих мер
Изменение порядка выдачи спецмарок – лишь одна из множества мер, которые применят для борьбы с нелегальным табаком. Реваз Юсупов, глава ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий, оператор системы маркировки), напомнил, что с июля 2019 года регистрация в системе стала обязательной для всех производителей и импортеров табачной продукции.
Сейчас нужно маркировать всю табачную продукцию, которая производится в РФ или ввозится на территорию страны. Компании, которые выпускают сигареты без маркировки, работают незаконно.
Обязательное использование маркировки – одна из мер, которая поможет оздоровить рынок. Помимо нее ЦРПТ, Минпромторг и профильные ведомства ищут и другие пути борьбы с нелегальным табаком.
Какие еще товары маркируют
В коде маркировки формата Data Matrix зашифрована подробная информация о товаре: его название, производитель, место и дата выпуска. Код наносят на упаковку продукции или товарный ярлык.
Обязательную маркировку табака, шин, обуви, духов, фототоваров и отдельных групп изделий легпрома ввели в 2019 году. До этого маркировали только шубы. С начала января 2020 года маркировка стала обязательной для всех лекарств, раньше она работала только для высокозатратных нозологий. Добровольно маркируется готовая молочная продукция. Процедура станет обязательной в июне 2020 года. Кроме того, маркировку могут наносить на велосипеды и инвалидные коляски. В обязательном порядке коды для этих товаров будут использовать с 1 июня 2021 года.
В 2024 маркировку хотят сделать обязательной для всех товаров. Проверить подлинность товаров можно в мобильном приложении (версия для iOS, Android).