Минпромторг опубликовал проект постановления о введении обязательной маркировки пива и алкогольных напитков, изготовляемых на его основе. Согласно проекту, обязательная маркировка пива стартует в сентябре 2022 года.
На пути к обязательной маркировке
О возможном начале маркировки пива и слабоалкогольных напитков сообщил министр промышленности и торговли в сентябре прошлого года. После этого, в октябре того же года президент утвердил поручение провести эксперименты по маркировке упакованной воды, пива и слабоалкогольных напитков.
В рамках подготовки к государственному учету пива Минпромторг разработал правила маркировки. Маркировка затронет пиво крепостью от 0,5 % до 8,6 % включительно, пиво крепостью свыше 8,6 %, напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре и напитки слабоалкогольные брожения.
Сейчас проект проходит общественное обсуждение, которое продлится до 30 декабря 2021 года.
Правила и сроки маркировки
В текущем варианте документа устанавливаются следующие обязанности участников маркировки:
- с 1 сентября 2022 года начнется регистрация в системе маркировки участников оборота – производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. На регистрацию выделено 7 календарных дней. Для участников из труднодоступных местностей срок регистрации составит 30 дней от возникновения обязательств по маркировке;
- участники оборота должны после регистрации в системе в течение 30 дней подготовить свои программно-аппаратные средства для работы с маркировкой;
- после готовности программно-аппаратных средств, в течение 30 дней участники тестируют работу своего оборудования и программ с информационной системой маркировки. Перед тестированием участники направляют заявку оператору маркировки на доступ к устройству регистрации эмиссии.
Сроки начала маркировки:
- с 1 сентября 2022 года производители и импортеры начинают наносить информацию на пиво в специализированной упаковке. С этой же даты при реализации обязательно сканировать и выводить марки из оборота;
- с 1 декабря 2022 года производители и импортеры должны наносить информацию на пиво в других видах упаковки. Вывод из оборота продукции в такой упаковке начнется с 1 июня 2023 года.
Ввоз на территорию РФ или отгрузка пива и слабоалкогольных напитков без маркировки допускаются до 1 декабря 2022 года в иных упаковках, в специализированных упаковках ввоз и производство будут запрещены с 1 сентября 2022 года.
Вывод из оборота немаркированного пива допускается в специальных упаковках до 1 сентября 2023 года, а в иных упаковках до 1 декабря 2023 года.
Как зарегистрироваться в системе маркировки
Зарегистрироваться в системе маркировки могут только те организации и предприниматели, у которых есть регистрация в системе ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Для этого участники оборота направляют в информационную систему мониторинга заявление о регистрации, подписанное усиленной электронной подписью. Затем информационная система направляет в ЕГАИС идентификационный номер налогоплательщика. ЕГАИС в ответ передает в информационную систему мониторинга ряд сведений – о подключении участника оборота пива и слабоалкогольных напитков к ЕГАИС, места осуществления деятельности участника оборота, признак участника оборота и т.д.
Регистрация в ИС маркировки будет успешной только после получения всех необходимых данных от системы ЕГАИС.
Использовать один и того же адрес электронной почты для регистрации различных участников оборота пива и слабоалкогольных напитков запрещено.
Из чего состоит код и как наносить марки
Код маркировки формируется участником оборота пива и слабоалкогольных напитков и наносится в виде двумерного штрихового кода. Сами код маркировки, код групповой упаковки и набора товаров состоят из трех групп данных.
Первая и вторая группы образуют код идентификации, третья группа образует код проверки.
В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1. При этом:
- первая группа – идентификатор применения AI=’01’, состоит из 14 цифр и содержит код товара;
- вторая группа – идентификатор применения AI=’21’, состоит из 7 символов и содержит индивидуальный серийный номер упаковки пива и слабоалкогольных напитков и завершается символом-разделителем GS с кодом 29;
- третья группа – идентификатор применения AI=’93’, состоит из 4 символов и содержит код проверки.
После третьей группы данных участником оборота может быть включена дополнительная группа данных об объеме продукции.
Средство идентификации наносится на:
- потребительскую или специализированную упаковку;
- групповую упаковку;
- упаковку набора товаров;
- этикетку;
- стикер.
Средство идентификации наносится методом, не допускающим отделения марки без ее повреждения.
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.