Помимо обувной, табачной продукции и лекарственных препаратов летом намечается запуск маркировки на рынке пива и пивных напитков. Похоже, что отпуск придется отложить.
Водка без пива – деньги на ветер
Идея маркировки товаров очень хорошо зарекомендовала себя в стенах правительственных кабинетов. Словно серебряная пуля, проекты автоматизации внедряются и расширяются в различных отраслях экономики с целью решения если не всех, то большей части проблем.
Заручившись успехами ЕГАИС на рынке крепкого алкоголя, правительственный аппарат планирует навести порядок на рынке пива и пивной продукции.
Как сообщает газета «Ведомости», Министерству финансов РФ было поручено разработать план по внедрению маркировки и лицензирования пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи.
Такое указание было озвучено в ходе совещания заместителя председателя правительства Александра Хлопонина 15 февраля 2018 года.
Аргумент, которым объясняется необходимость подобных мер, не представляет из себя что-то новое. Как и в прочих проектах отслеживания продукции – борьба с нелегальным рынком. В данном случае – слабоалкогольные напитки на основе красителя, спирта и воды.
Дополнительный бонус, ожидаемый от внедрения данной технологии – увеличение налоговых поступлений. Не исключено, что внимание регуляторов привлекла разница между суммой налоговых поступлений и объемом продаж. Дело в том, что по данным Росалкогольрегулирования, продажи пива в 2017 году увеличились на 12,1%, а ФНС сообщает об увеличении налоговых поступлений от акциза на пиво и пивные напитки лишь на 1,3%.
Отметим, что правительство и ранее обсуждало подобную инициативу. Тогда назывался срок запуска проекта – с 1 июля 2018 года.
Мнение рынка
Участники рынка не одобряют данную инициативу и считают ее вредной для отрасли.
Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам «Сан Инбев» (российское подразделение Anheuser Busch-Inbev) считает, что пивной рынок и так прозрачный, и все что нужно для решения проблемы контрафактной продукции – увеличить ответственность для индивидуальных предпринимателей за ее продажу.
Солидарен с мнением Дурдыева вице-президент «Балтики» Алексей Кедрин. По его мнению, лицензирование никак не отразится на количестве контрафактной продукции на рынке. Также господин Кедрин приводит статистические данные, по которым доля контрафакта в пивной отрасли меньше, чем на рынке крепкого алкоголя, на котором лицензирование существует много лет.
Что касается маркировки продукции, этот процесс потребует ощутимых денежных затрат, они будут перенесены на население, доходы которого и так снижаются.
Ожидаемые последствия для рынка
Данный проект традиционно ударит по малому бизнесу. Небольшие частные пивоварни могут не осилить возложенный на них финансовый груз или лишиться лицензии – будут вынуждены уйти с рынка. Это будет очень кстати для гигантов отрасли, у которых есть финансовый запас прочности. Конкуренция в регионах в таком случае для них уменьшится.
В качестве дополнительных рисков приводят увеличение запросов на получение лицензий от производителей и владельцев розничных точек продаж, которые тоже должны будут ее получить. На сегодняшний день нет точной уверенности, что региональные органы власти смогут выдержать поток обращений.
Для специалистов рынка автоматизации это означает старт большого количества проектов по всей стране. В выигрыше будут участники проектов по автоматизации рынка крепкого алкоголя, поскольку маловероятно, что реализация наблюдения за пивным рынком значительно отличается. Возможная разница с крепкоалкогольным рынком, которая приходит на ум – значительно больший объем маркируемой продукции.
С учетом растущего количества проектов маркировки, которых в будущем ожидается еще больше (табак, обувь и другие), «1С» пора вводить отдельную сертификацию специалистов 1С:Маркировка, наличие которой у специалиста будет подтверждать его компетенции по особенностям внедрения маркировки продукции конкретного рынка.