Гражданам РФ будут заводить аккаунты на сайте госуслуг при первом обращении в госорганы – в том числе при регистрации новорожденных. Такое нововведение описано в проекте «Цифровой профиль гражданина», который представила рабочая группа «Национальная инновационная система» (НИС) под руководством вице-премьера Дмитрием Чернышенко.
Как сейчас регистрируются на «Госуслугах»
Чтобы завести аккаунт, нужно заполнить форму на сайте госуслуг. В ней указываются ФИО, адрес электронной почты, номер мобильного телефона, а также СНИЛС и паспортные данные.
Для подтверждения информации можно прийти в МФЦ лично или воспользоваться банковскими приложениями. Такие функции есть, например, у онлайн-банкингов «Сбера», ВТБ, Почта-банка.
После идентификации откроется доступ ко всем функциям портала. Это позволит реже обращаться в госорганы лично и перевести большую часть взаимодействия в онлайн-формат.
Зачем создавать учетные записи по умолчанию
Сейчас подтвержденные аккаунты на «Госуслугах» есть примерно у 77 млн российских граждан – это чуть больше половины населения. В рамках реализации проекта «Цифровой профиль гражданина» к 2024 году планируется увеличить долю зарегистрированных до 85% – это около 122 млн учетных записей.
Чтобы достичь этой цели, аккаунты предполагается создавать после любого обращения в госорганы. Например, если родители придут регистрировать новорожденного или приведут ребенка получить паспорт, для него автоматически создадут учетную запись на портале, если ее нет.
В перспективе авторизовываться на сайте госуслуг станет проще. Авторы проекта намерены внедрить распознавание по лицу или голосу. Но для этого нужно связать аккаунты на «Госуслугах» и в Единой биометрической системе.
Как бумажные документы заменят электронными
Рабочая группа НИС также создает мобильное приложение «ГосДоки». Его тестовая версия будет доступна уже в июне 2021 года.
«ГосДоки» обеспечат доступ к электронным копиям паспорта, водительских прав, студенческого билета, ПТС, свидетельства из загса, удостоверения многодетных сетей и другим документам. Учетная запись в приложении будет синхронизироваться с аккаунтом на сайте госуслуг.
Создание приложения обойдется в сумму до 50 млн рублей. К 2024 в «ГосДоках» можно будет предъявлять до 30 видов электронных документов, и их бумажные копии в какой-то момент выдавать перестанут – за исключением паспорта.