Новый раздел на портале Госуслуг поможет улучшить сервис и защитить права потребителей при покупке в интернет-магазинах.
Кто поручил реализовать сервис
18 марта 2021 года прошло заседание правительства, на котором премьер-министр Михаил Мишустин поднял вопрос о продажах через интернет. Сейчас такой формат торговли расширяется, и онлайн можно купить множество различных товаров.
Чтобы покупатель мог предъявить претензии продавцу о ненадлежащем качестве товаров или услуг, правительство разработало изменения в законодательство о защите прав потребителей.
Для урегулирования споров будет разработан бесплатный сервис на портале Госуслуг, позволяющий найти приемлемое для сторон решение без дополнительных расходов или с привлечением независимых экспертов.
Предпосылки появления сервиса
Еще в 2017 году в поручении президента № Пр-1004ГС от 25.05.2017 был поставлен вопрос «О формировании системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развития института независимой экспертизы качества товаров и услуг».
На основе этого поручения был разработан проект федерального закона по созданию платформы для онлайн-урегулирования споров.
Участники обсуждения законопроекта согласились, что сервис поможет сократить издержки потребителей и бизнеса на ведение претензионной работы, которая часто происходит в бумажной форме.
Как будет действовать сервис
Сервис должен предоставить пользователям доступ к прозрачному и эффективному механизму разрешения местных и трансграничных споров в сфере электронной коммерции. Покупатель, у которого появились претензии к товару или услуге, приобретенным в интернет-магазинах, сможет обратится к продавцу или поставщику через портал Госуслуг.
Варианты решения спора будут различные: возврат товара и денег покупателю, обмен на другой товар (услугу) или предоставление скидок на другие покупки. Сервис должен увеличить доверие потребителей к онлайн-покупкам и онлайн-услугам. Применение такого альтернативного механизма разрешения споров также способно снизить нагрузку на российские суды.