Российские ИТ-компании раскритиковали постановление о просветительской деятельности. Эксперты опасаются, что правовой акт сделает нелегальными вебинары, семинары и конференции для разработчиков.
Проблемное постановление
Сразу несколько крупных объединений информационной отрасли направили в Минцифры открытое письмо с критикой документа, который уточняет положения закона о просвещении, вступающего в силу 1 июня 2021 года. Сообщение подписали представители «Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий» (АПКИТ), «Разработчиков и операторов систем электронных услуг» (РОСЭУ), «Руссофта» и «Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов».
Негативную реакцию вызвал проект постановления Минпросвещения «Об утверждении положения об осуществлении просветительской деятельности», который дополняет закон о просветительской деятельности, подписанный президентом в апреле этого года.
Документ устанавливает, что просветительством считается любое распространение в интернете информационной продукции, видео- и аудиоматериалов, создание тематических сайтов. Вести такую деятельность не имеют права юридические лица, признанные иностранными агентами. Физлица для получения одобрения властей должны иметь не менее двух лет опыта в сфере просвещения. Поэтому под запретом могут оказаться лекции, вебинары, конференции, мастер-классы и другие подобные мероприятия, не согласованные с чиновниками.
Критика разработчиков
Представители ИТ-организаций обратили внимание правительства, что в постановлении ограничения распространяются на просветительную деятельность любой тематики. Эксперты считают бессмысленными более жесткие требования преподавания «не только общественных дисциплин, в которых возможно “двоякое толкование тех или иных событий”, но и точных наук, например, математики и информатики». В открытом письме авторы предупреждают, что публикация постановления в текущем виде усложнит работу множества образовательных учреждений, что негативно скажется на ИТ-отрасли.
Исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев дополняет, что инициатива Минпросвещения затронет даже рядовых разработчиков. Если ИТ-специалист захочет выступить с лекцией по своей профильной теме, ему придется дополнительно пройти медосмотр и получить прочие разрешительные документы. Если во время выступления у лектора не будет хотя бы одной необходимой справки, его доклад перед студентами может быть признан незаконным просветительством.
Поэтому ИТ-компании просят ведомство доработать проект постановления и исключить из его текста ограничения для деятельности, связанной с обучением точным наукам. Также организации хотели бы увеличить сроки общественного обсуждения документа на две недели – с 7 до 21 мая.
Что меняет законопроект
Поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» значительно усложняют проведение большинства образовательных мероприятий без согласования с чиновниками. Правовой акт широко трактует понятие «просветительская деятельность», что позволяет привлечь к ответственности даже человека, который поделился с другим гражданином любой информацией вне образовательных программ. При этом правительство получило полномочия определять порядок и условия ведения просветительской деятельности и формы контроля за ней. Заявленная цель поправок – борьба с экстремизмом и иностранным вмешательством в процесс образования.
Законопроект вызвал критику со стороны представителей научных, образовательных и культурных сообществ. Астрофизик, профессор Российской академии наук (РАН) Сергей Попов считает, что правовой акт усложнит работу просветительских проектов. Доктор биологических наук, профессор РАН Александр Марков более категоричен. Он уверен, что документ «фактически затыкает рот тем, кто читает научно-популярные лекции, ведет просветительскую работу». Кандидат биологических наук Александр Панчин отмечает расплывчатость формулировок в поправках, из-за чего они создают риск цензуры и дают возможность запрещать любые образовательные проекты. Доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ Александр Пиперски полагает, что для борьбы с экстремизмом есть другие, более эффективные законы.