С 1 июня начался первый этап обязательной маркировки молочной продукции.
В первые дни работы система оператора ЦРПТ испытала большую и единовременную нагрузку, а правительство внесло поправки в правила маркировки.
Рассказываем подробнее о том, как система маркировки молочной продукции работала в первые дни.
Готовность участников оборота к маркировке
С осени 2020 года маркировка молочной продукции тестировалась на крупных производителях. Для каждого из них ЦРПТ выделил персонального менеджера, который помогал участнику эксперимента решать проблемы на стороне оператора.
Регистрироваться в системе маркировки участники рынка начали декабре 2020 года, после того, как вступили в силу правила маркировки (ПП 2099 от 15 декабря),
С 20 января 2021 года началась добровольная маркировка молочной продукции, когда получать коды, отчитываться о нанесении и вводить их в оборот производители могли по желанию.
К 1 июня 2021 года зарегистрировались в системе маркировки и описали продукцию 85% российских производителей мороженого и все производители сыра.
О готовности к маркировке молочной продукции сообщили интеграторы и типографии. Печатать упаковки для товаров с кодом Data-Matrix готовы 57 типографий. Всего в России 13 тысяч типографий (на декабрь 2019 г., согласно докладу Росстата). В Москве и Санкт-Петербурге есть лишь несколько типографий, готовых наносить маркировку на упаковку молочной продукции, а во многих регионах нет ни одной типографии, готовой работать с нанесением кодов.
Проблемы в работе системы
Большая нагрузка в день старта маркировки показала: объемы протестированных данных оказались недостаточными.
В первый день обязательной маркировки мороженого и сыров наблюдались пиковые нагрузки на систему ЦРПТ. Участники оборота отмечали перебои в работе с системой оператора, включая сбои при заказе из системы 1С (по сообщениям в чатах обсуждения маркировки в Телеграм). Некоторым пришлось приостанавливать производство из-за невозможности получения кодов на продукцию. Производителям на данном этапе необходимо только получить марки, отчитаться об их нанесении на продукцию и о вводе в оборот. Другие движения по молочной продукции будут вводиться позже, поэтапно.
Всего в первый день маркировки молочной продукции создано 3 тысячи заказов и выдано 44 миллиона кодов маркировки.
Для работы с маркировкой молока оператор в два раза увеличил количество серверов, а также увеличил число менеджеров службы поддержки. За неделю до старта обязательной маркировки нагрузка на систему оператора возросла в восемь раз, при этом почти все документы обрабатывались менее десяти минут.
Изменения в правилах маркировки
1 июня 2021 правительство опубликовало постановление о внесении изменений в правила маркировки.
Постановление правительства № 843 от 31 мая 2021 года, «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 2099» официально опубликовано на портале правовой информации. Изменения, которые вносит постановление:
- продавать остатки немаркированных товаров разрешили до истечения их срока годности;
- вывод из оборота молочной продукции сроком годности менее 40 суток начнется с января 2022 года, а со сроком годности более 40 суток – летом 2022 г;
- из обязательной маркировки исключили замороженные десерты, не содержащие молочного жира и белка. Это такие товары как фруктовый и другие виды льда, сорбеты;
- для всех крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов маркировка перенесена на 2022 год;
- установлены правила вывода из оборота молочных продуктов, которые реализуются посредством вендинговых аппаратов.
Постановление вступает в силу с даты опубликования – с 1 июня 2021 года.
Следующие этапы маркировки
Вторая волна маркировки молочной продукции начнется с 1 сентября 2021 года, когда маркировка охватит товары со сроком годности больше 40 дней.
С 1 декабря стартует третья волна маркировки, для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней.
Также с 2022 года обязательным станет вывод маркированной молочной продукции из оборота при продаже на кассе в рознице. При этом маркировка не распространяется на:
- молочную продукцию массой нетто 30 граммов и менее;
- детское питание для детей до 3 лет;
- специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание;
- молочную продукцию, упакованную непромышленным способом в организациях розничной торговли.
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.