Росалкогольрегулирование и «Честный Знак» разрабатывают интеграцию между информационными системами ЕГАИС и ГИС МТ.
Почему потребовалась интеграция
Учет пива со стороны государства осуществляется в системе ЕГАИС – информационная система находится в ведении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. В системе ЕГАИС учитываются объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По пиву учет ведется следующим образом:
- Производители пива более 300 тысяч декалитров в год – учитывают оборот и производство. При этом для учета объемов производственное оборудование оснащают специальной автоматической системой измерения и учета.
- Производители пива менее 300 тысяч декалитров в год и оптовые продавцы – учитывают оборот.
- Розница – подтверждение факта закупки и продажа, без учета информации о каждой единице продукции, в ЕГАИС передаются только данные о закупках и ежеквартальная декларация об оборотах.
С появлением проекта по учету пива в системе маркировки «Честный Знак» Росалкогольрегулирование обратило внимание на возможность более тщательного учета пивоваренной продукции.
В постановлении правительства №204 от 19 февраля 2021 года было заявлено о проведении эксперимента по маркировке пива, создана рабочая группа и началась проработка схемы взаимодействия двух систем. Фактически, данный проект создает цифрового двойника целой отрасли экономики.
На какой стадии находится проект по интеграции сейчас
Разработка и тестирование механизмов интеграции ЕГАИС и системы маркировки пива начались 1 июля этого года и продлятся до 31 августа 2022 года.
Обеспечение бесшовной интеграции между ЕГАИС и ГИС МТ – одна из ключевых задач, которая стоит в рамках проведения эксперимента по маркировке пива. Интеграция предоставит участникам оборота возможность работать с двумя системами в режиме «единого окна» и избежать дублирования действий во внедряемых информационных системах. Взаимное дополнение информацией систем позволит соответствующим ведомствам, в особенности Росалкогольрегулированию, получить больше инструментов для осуществления своей деятельности.
Сейчас в кабинете «Честного знака» организована интеграция подобного рода, позволяющая работать в одном месте с информационной системой маркировки и государственной информационной системой по учету молочной продукции Меркурий (ВетИС).
Взаимодействие информационных систем в кабинете «Честного Знака» на примере интеграции с ВетИС. Источник: меркурий-россельхознадзор.рф
Как проходит эксперимент
На всероссийской конференции по маркировке пива представитель Минпромторга сообщил, что сейчас в эксперименте участвуют 117 компаний: 69 производителей, 7 импортеров, 3 представителя ресторанного бизнеса и 38 компаний оптово-розничного звена.
Поскольку к эксперименту присоединились крупнейшие производители пивоваренной продукции, по подсчетам оператора маркировки получилось охватить почти 80% участников отрасли. Это первый случай такого масштабного участия представителей бизнеса в подготовке к маркировке группы товаров.
Дорожная карта эксперимента. Источник: честныйзнак.рф
На время эксперимента оборудование и коды маркировки выдаются участникам безвозмездно. В рамках эксперимента участники оборота смогут протестировать механизмы маркировки, найти оптимальные решения. Также у участников эксперимента есть возможность снизить будущие издержки при повсеместном внедрении системы маркировки, а также в комфортных условиях подготовиться к введению соответствующих требований.
Помимо этого есть информация от производителей самых популярных розничных систем учета, когда будет разработана возможность взаимодействия с информационной системой маркировки пива. Уже в августе-сентябре после обновления программ розница сможет принимать маркированную продукцию и проводить маркировку по кассе. Это позволит розничным продавцам проверить, как работает процесс маркировки пива.
Подготовка и обкатка решений продлится до окончания эксперимента – 31 августа 2022 года. Фирма 1С пока не указала сроки, когда в ее решениях появится поддержка маркировки пива.
Особенности регистрации и работы в системе маркировки
На конференции по маркировке пива представитель «Честного знака» рассказал о порядке работы на этапе эксперимента:
- Перед регистрацией в системе маркировки участник оборота должен быть уже зарегистрирован в ЕГАИС. В соответствии с 171-ФЗ при регистрации в ГИС МТ участнику оборота потребуется предоставить сведения о месте осуществления деятельности.
- При регистрации карточки продукции в системе маркировки также необходимо предоставлять сведения о месте осуществления деятельности – при этом продукция уже должна быть оформлена в ЕГАИС и на нее должен быть получен код в федеральном реестре алкоголя.
- Каждый шаг эмиссии будет одновременно контролироваться и в информационной системе маркировки, и в ЕГАИС. Информация о заявках на эмиссию, на выпуск кодов, на факт получения кодов будет направляться из ГИС МТ в ЕГАИС, а массив эмитированных кодов при выдаче кодов будет направляться и участникам оборота товаров, и в ЕГАИС.
- Если говорить о вводе товара в оборот, о производстве внутри страны, то участник оборота товара должен подавать две формы сведений – оператору о нанесении и в ЕГАИС о вводе в оборот. А в отчете о нанесении каждому коду впоследствии будут прикрепляться сведения о месте осуществления деятельности. Соответственно ввод в оборот будет возможен только после того, как пройдут все проверки в системе ЕГАИС.
- Сведения по обороту пива и пивных товаров в информационную систему маркировки участник оборота товаров подает с помощью УПД. В ЕГАИС сведения подаются в формате товарно-транспортных накладных.
Инструкция по заказу кодов маркировки
Инструкция по передаче товара, находящегося в обороте, и подаче сведений в ГИС МТ
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.