28 ноября Комитет по аграрным вопросам Госдумы совместно с представителями НИФИ Минфина обсудили результаты введения маркировки и дальнейшие планы по ее распространению на другие товарные группы. Приоритетные направления – алкогольная, рыбная продукция и детская вода.
Результаты введения маркировки
Главный положительный эффект от введения маркировки, по мнению участников круглого стола, это снижение количества контрафактных товаров. Другой положительный момент – получение производителями большого массива информации по реализации товаров и данных об их наличии в разных регионах.
Участники также представили анализ затрат компаний за прошедший год на маркировку – на примере молочной продукции. Согласно данным Инны Рыковой, руководителя Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина, за год процент расходов предприятий на маркировку молока составил не более 1% от затрат на производство. А по мнению Александра Рыбина, заместителя директора Молочного Союза России, опыт внедрения маркировки в отрасль применим и к другим товарам.
Перспективы расширения маркировки
Следующими перспективными направлениями для введения маркировки участники назвали алкогольную и рыбную продукцию.
Согласно презентации Инны Рыковой, главными факторами при выборе новых категорий товаров для маркировки являются:
- положительная рентабельность производства продукции;
- высокая доля незаконного оборота продукции;
- возможность сбора дополнительных налогов;
- уровень затрат и выгод предприятий.
С учетом этих факторов, она выделила алкогольную продукцию (пиво, вермут, игристые вина и пр.) и рыбную продукцию (рыба вяленая, соленая, копченая, в рассоле; рыба, приготовленная другим способом; икра).
Показатели по алкогольной продукции:
Количество производителей |
не менее 1800, из них 85,2%- микропредприятия, за которыми, как считают эксперты, нужен обязательный контроль |
Распределение упаковок за год |
70,4% - пиво, 16,26% - напитки алкогольные дистиллированные |
Средние затраты на единицу продукции с учетом маркировки |
от 0,64 руб. (пиво) до 2,38 руб. (вермут, ароматизированные вина) |
Рост цен по причине введения маркировки |
менее 1,5% суммарно за 6 лет |
Доля незаконного оборота по отрасли |
от 15,67% до 44,71% |
Бюджетный эффект |
в большей степени от увеличения получаемых акцизов (например 87,5 % по пиву). |
Показатели по рыбной продукции:
Количество производителей |
не менее 1800, из них 46,3%- крупные предприятия |
Распределение упаковок за год |
67,4% - рыба, приготовленная иным способом, 14% - икра |
Средние затраты на единицу продукции с учетом маркировки |
от 0,73 руб. (рыба, приготовленная иным способом), 0,78 руб. (икра) до 0,85 руб. |
Рост цен по причине введения маркировки |
менее 0,92% суммарно за 6 лет |
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Артема Кирьянова, также нужно обратить внимание на маркировку детской воды. Зафиксированы случаи, что под видом детской воды «разливают все что угодно». Маркировка этого вида товара не должна создать проблем, так как процесс схож с маркировкой питьевой и минеральной воды, заметил директор по производству BaikalSea Company Вячеслав Булатов.
Итоги круглого стола
По итогам совещания, участники разработали следующие рекомендации:
- ввести обязательную маркировку биологически активных добавок к пище, детской воды, пива, слабоалкогольной продукции, икры после завершения соответствующих экспериментов;
- рассмотреть возможность субсидий для покупки оборудования под маркировку;
- проверить доступность участникам оборота продукции оборудования, запасных частей и иных материалов для маркировки.
Также участники планируют разработать программу поддержки для МСП, чтобы переход на маркировку не вызывал трудностей у предпринимателей.