Законопроект запрещает сервисам отказывать клиенту в заключении договора лишь на основании отказа потребителя предоставить свои персональные данные, если они не нужны для оказания услуги.
Изменения и ответственность
Правительство инициировало внесение поправок в закон «О защите прав потребителей». Законопроект распространяется на продавцов, исполнителей и владельцев агрегаторов и в случае принятия не позволит им отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в том случае, если покупатель не желает передавать компании свои персональные данные. Кроме того, правовой акт определяет список недопустимых условий соглашений, которые ущемляют права граждан.
Законопроект при принятии будет действовать в случаях, когда продавцы под угрозой отказа в совершении сделки требуют предоставить персональные данные, когда эта процедура не предусмотрена законодательством РФ и не связана с продажей товаров, работ или услуг. Изменения в правовом поле инициированы для того, чтобы не допустить недобросовестное поведение на потребительском рынке.
Кроме нововведений в законе «О защите прав потребителей», Госдума одобрила в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающие ответственность за несоблюдение новых требований. Необоснованные отказ в заключении сделки или расторжение договора из-за нежелания потребителя передать свои персональные данные приведет к штрафу для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Законопроект в случае одобрения вступит в силу 1 марта 2022 года.
Соблюдение мировых рекомендаций
Предлагаемые законопроектом нововведения соответствуют руководящим принципам ООН для защиты интересов потребителей. Международная организация относит к принципам добросовестной деловой практики в том числе охрану личных данных покупателей и использование инструментов, которые позволяют получить предварительное согласие гражданина на передачу своей персональной информации.
Кроме того, из рекомендаций совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле следует, что в обязанности компаний входит защита конфиденциальности потребителя, которая гарантирует: процесс сбора и использование сведений о клиенте будет законным, прозрачным и справедливым.