С 1 мая начался эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище (БАДов). Оператором станет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Старт проекта
Постановление правительства определило срок проведения эксперимента с 1 мая 2021 до 31 августа 2022 года. Документ уже подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным. Маркировка будет распространяться на БАДы, ферментные препараты, витамины и прочую аналогичную продукцию.
Исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков рассказал, что власти приняли решение о пилотном запуске проекта с учетом предложений, которые поступили в правительство от участников отрасли. Эксперимент будет проводиться совместно с производителями и импортерами пищевых добавок, органами исполнительной власти и оператором ЦРПТ.
Организациям, по словам Жесткова, предстоит много работы в ближайший год, потому что оборот БАДов существенно отличается от другой продукции, на которую распространяется маркировка, например, лекарственных препаратов – они продаются только в аптеках. Главной задачей участников эксперимента директор считает построение максимально удобного и эффективного процесса пилотного запуска. Первым важным этапом станет утверждение методических рекомендаций.
Цели эксперимента
Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий подтвердил, что оператор и производители БАДов готовы к старту эксперимента. Вместе с тем глава организации подробнее рассказал о задачах пилотного проекта.
В рамках тестового периода участники намерены выработать оптимальные технические решения. Основной интерес представляют задачи применения уже имеющейся аппаратуры и интеграции информационных систем. Жаворонков уверен, что благодаря маркировке сократится нелегальный оборот БАДов, и добросовестные производители пищевых добавок смогут увеличить свое присутствие на рынке и получить дополнительную прибыль.
«Маркировка – это не просто нанесение кода, а цифровая прослеживаемость по всей цепочке от производителя до прилавка. Она отсекает продукцию непонятного происхождения из магазинов», – напомнил Жаворонков.
Он также уточнил, что присоединиться к эксперименту может любая компания – участие в пилотном проекте добровольное.
Больше маркировки
Маркировка в России постепенно внедряется для различной продукции. С июля 2020 года введено обязательное размещение кодов на упаковках табачных и лекарственных изделий, а также обуви. В том же году начала проводиться маркировка парфюмерных и фототоваров, автомобильных шин и покрышек. В 2021 году на добровольной основе проводится эксперимент по нанесению кодов на молочную продукцию и несколько категорий изделий легкой промышленности.
Маркировка осуществляется при помощи двухмерного кода в формате Data Matrix. Он размещается на упаковке товара или товарном ярлыке и содержит основные сведения о продукте: его название, данные о производителе, дата, время и место выпуска.
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.