В августе 2021 года Госдума приняла закон, нацеленный на мониторинг аудитории сайтов в интернете. В январе Роскомнадзор начал собирать заявки от ИТ-компаний, чтобы выбрать единый счетчик интернет-аудитории.
Зачем это нужно
Единый измеритель позволит властям отслеживать посещаемость СМИ, интернет-версий телеканалов, новостных агрегаторов и других массовых сайтов. Счетчик позволит оценить масштабы аудитории ресурса. Это важно для составления рейтингов, размещения рекламы и информационных сообщений, а также контроля за размещением контента.
Похожим образом измеряется и аудитория телеканалов. Но данные здесь могут быть не настолько точными, так как оценки проводятся на основе социологических опросов ограниченного количества зрителей. Счетчики в сети могут отследить практически каждого пользователя, посчитать количество уникальных заходов и просмотров.
Но для интернет-ресурсов есть нюанс: в 2020 году вступил в действие закон, обязывающий социальные сети блокировать запрещенный контент. При этом под социальной сетью понимается любой ресурс, который ежедневно посещает не менее полумиллиона российских пользователей.
Кроме того, в июне 2021 года был принят закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ст. 7 гл. 2 этого документа вводит требования для иностранных компаний, продуктами которых на территории России пользуются более 500 тыс. человек в сутки:
- разместить на сайте электронную форму для обращений российских граждан;
- зарегистрировать личный кабинет на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации;
- создать филиал или открыть представительство на территории РФ.
За несоблюдение требований в ст. 9 гл. 2 описаны меры понуждения для иностранных ресурсов, среди которых запрет на размещение рекламы на ресурсе, запрет на поисковую выдачу, полное или частичное ограничение доступа к ресурсу и прочие.
Когда счетчик начнет работать
Роскомнадзор будет принимать заявки до 23 января 2022 года, а финальный отбор состоится 18 февраля. Претенденты должны описать методику проведения исследований, чтобы ведомство убедилось в прозрачности и достоверности подсчетов.
Использовать единый счетчик можно будет с 1 марта. До этого ведомство должно составить список ресурсов, для которых такая оценка аудитории будет обязательной.
Источники «Ведомостей» отмечали, что больше всего шансов на победу в конкурсе у Mediascope. «Коммерсант» подтверждал эту информацию. Mediascope с 2016 года контролирует ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), старейшая в стране государственная исследовательская организация.
У рынка есть определенные опасения по поводу инициативы. Дело в том, что обязанность установки счетчика и обеспечения точности подсчетов ляжет на плечи владельцев сайтов, а это может спровоцировать технические сложности и дополнительные расходы.