С 1 июля действует запрет на оборот немаркированной альтернативной табачной продукции. Мнения участников рынка о нововведениях – положительные.
Как готовилась маркировка
Эксперимент по маркировке альтернативной табачной продукции проводился с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года.
Правила маркировки и описание работы информационной системы альтернативной табачной продукции описаны в постановлении правительства №224 от 28 февраля 2019 и постановлении правительства №64 от 28.01.2021 года. Документы регламентируют маркировку как табачной, так и альтернативной табачной продукции, к которой относят сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы, биди, кретек, курительный, нюхательный, жевательный, трубочный табак и табак для кальяна.
Сроки введения маркировки альтернативной табачной продукции следующие:
- 1 июля 2020 года – запрет на производства и импорт альтернативной табачной продукции без маркировки.
- 30 июня 2021 года – закончен период маркировки остатков товаров, находящихся в собственности у компаний;
- 1 июля 2021 года – запрет оборота немаркированной альтернативной табачной продукции.
Что нужно участникам оборота при маркировке
- Производителям:
Приобрести оборудование для маркировки, а также настроить информационные системы для передачи данных в систему оператора маркировки. После производства товара получить коды маркировки, сформировать и распечатать этикетки с кодами и наклеить на продукцию. Далее данные о вводе товаров в оборот нужно направить в информационную систему маркировки.
- Импортерам:
Подготовиться к формированию кодов на импортируемый товар. Затем передавать коды производителю или поставщику за рубежом. После оформления груза на таможне нужно направить данные в систему маркировки о вводе в оборот.
- Оптовым фирмам:
Подключиться к электронному документообороту, чтобы подтверждать получение товаров с кодами маркировки по универсальному передаточному документу (УПД). Аналогично нужно отправлять УПД с кодами маркировки покупателям товаров (кроме продаж в розницу).
- Розничным реализаторам:
Также понадобится ЭДО для подписи полученных УПД с кодами маркировки. Кроме этого нужен сканер (или ТСД) с возможностью чтения 2D кодов для проверки марок на товаре. При реализации также потребуется онлайн-касса и 2D сканер для сканирования кодов маркировки при продаже.
Мнение участников рынка о маркировке
Участники рынка положительно оценивают введение маркировки на альтернативную табачную продукцию, так как она уменьшила долю контрафакта на рынке. В 2019 году доля продажи легального кальянного табака была 20%, а после введения маркировки в 2020 году, сейчас нелегально продается только около 15%.
Также маркировка на товаре – показатель его легальности и качества. Поэтому все участники оборота с пониманием относятся к введению системы и видят в ней выгоду для себя – за счет ухода с рынка поставщиков и торговцев контрафактом.
По табачной и альтернативной табачной продукции в системе «Честного Знака» зарегистрировано уже более 125 тысяч участников и выдано больше 22 миллиардов кодов маркировки.
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.