На официальном портале правовой информации опубликован закон, который вводит для бизнеса переходный период для подготовки к новым правилам получения и использования электронной подписи.
Новые сроки
Ранее, 1 июля 2021 года, вступило в силу правило о том, что выдавать ЭП имеют право только удостоверяющие центры, аккредитованные специальной комиссией при правительстве РФ. Выданные такими удостоверяющими центрами (УЦ) электронные подписи можно было использовать до 1 января 2022 года. Теперь, согласно №443-ФЗ от 30.12.2021, использовать выданные УЦ подписи можно до 31 декабря 2022 года. Также до 31 декабря 2022 года УЦ могут продолжить выдавать ЭП сотрудникам организаций «по старой схеме» (по доверенности).
На 1 января 2022 года аккредитацию получили 40 центров: 27 в Москве, 3 в Санкт-Петербурге, остальные в других регионах.
Таким образом, до 31 декабря 2022 года подписывать документы можно:
- квалификационной ЭП организации, выданной УЦ до 31 декабря 2021 года руководителю организации (либо лицу, которое может действовать от имени организации без доверенности) или ИП;
- квалифицированной ЭП организации, выданной УЦ до 31 декабря 2022 года сотруднику по доверенности. Машиночитаемая доверенность в этом случае не нужна.
После 31 декабря 2022 года получить ЭП по доверенности сотрудникам организации будет невозможно. Останется только два варианта цифровой подписи:
- ЭП руководителей организации и предпринимателей, полученных в ФНС и ее доверенных удостоверяющих центрах;
- ЭП физлиц, которые можно получить в удостоверяющих центрах. Использовать для подписи документов организации такую ЭП можно будет только вместе с машиночитаемой доверенностью.
Почему потребовался перенос сроков
Напомним, что с конца 2019 года в стране запущен процесс реформирования выдачи и использования электронных подписей. За прошлый год все удостоверяющие центры должны были пройти государственную аккредитацию. Новую ЭП физлицам теперь могут выдавать только аккредитованные центры, а выданные не аккредитованными центрами сертификаты действуют до срока их истечения. Руководители предприятий, предприниматели и нотариусы должны получать сертификаты только в налоговой службе и ее доверенных центрах.
Также изменился состав подписи. В ключах руководителей организаций, ИП и нотариусов находятся данные о предприятии. А в сертификатах сотрудников организаций, действующих по доверенности, представлена информация только о физлице.
Для подтверждения полномочий сотрудников планируется разработка сервиса по выдаче «машиночитаемых доверенностей». Сервис позволит подтвердить, что физлицо уполномочено действовать от имени организации, например, при подаче отчетов в налоговую.
Но к 1 января 2022 готовность бизнеса к новому формату оказалась невысокой, в связи с чем и был введен переходный период на весь 2022 год.