Государство отказалось от монополии на выдачу электронной подписи

29.08.2018      16912

Правительство отказалось от монополии на выдачу усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), сделав выбор в пользу бизнеса. Но не обошлось без ограничений.

УКЭП – аналог обычной подписи с расшифровкой и оттиска печати на бумаге. Электронную подпись (ЭП) применяют в сфере онлайнового документооборота, она подтверждает авторство и неизменность документа с момента заверения.

Государство активно внедряет усиленные электронные подписи для того, чтобы перейти на дистанционное взаимодействие с гражданами и упростить процесс оказания госуслуг.

 

Образец электронной подписи Федеральной налоговой службы

 

История электронной подписи в России

В 1994 году в Федеральном агентстве правительственной связи и информации разработали первый отечественный стандарт электронной цифровой подписи (ЭЦП). В новой редакции Гражданского кодекса в 1996 году ЭЦП получила официальный статус. Однако новшество не стало популярным в госструктурах и распространилось только в коммерческой среде.

В январе 2002 года вступил в силу закон «Об электронной цифровой подписи», в котором регламентировали само понятие ЭЦП и условия ее использования в государственной сфере. Например, в электронном виде разрешили подавать декларации о доходах.

В 2011 году появились градации ЭЦП:

  • простая электронная подпись; 
  • усиленная неквалифицированная электронная подпись;
  • усиленная квалифицированная электронная подпись.

Простая электронная подпись подтверждает сам факт формирования электронной подписи конкретным лицом. Любой пользователь, вводящий логин и пароль, формирует ЭП.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) определяет не только отправителя, подписавшего электронный документ, но и подтверждает, что с момента подписания документ не изменяли.

Усиленная квалифицированная ЭП применяется для подписания отчетности и налоговых деклараций. В отличие от неквалифицированной разновидности имеет сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром (АУЦ), куда обращаются желающие получить электронную подпись. Сертификат – некое удостоверение участника системы электронного документооборота, содержит сведения о владельце ЭП и подтверждает подлинность электронной резолюции. 

 

Электронные цифровые подписи хранятся на цифровых носителях

 

Лучше меньше, да лучше

Власти беспокоятся о том, что россияне не спешат обзаводиться УКЭП. Среди главных причин такого положения дел выделяют слабую информированность населения и страх стать жертвой мошенников.

В Минкомсвязи придумали решение проблемы: передать все функции АУЦ государственным органам, что означало бы введение госмонополии на выдачу ключей проверки. Но в Минэкономразвития инициативу не одобрили, сославшись на существенные расходы и необходимость сохранить долю бизнеса в этой сфере. На совещании у вице-премьера Максима Акимова, которое состоялось 16 августа, от предложения Минкомсвязи отказались окончательно. Ситуацию будут исправлять посредством укрупнения рынка ЭЦП.

Не желая полностью отказываться от частных АУЦ, государство предлагает ужесточить к ним требования. Например, повысить минимальный порог уставного капитала с 7 млн до 50 млн рублей и планку по финансовому обеспечению ответственности перед обладателями подписей со 100 млн до 500 млн рублей. Кроме того, количество частных АУЦ могут сократить до 10-15 единиц. Сейчас реестр Минкомсвязи насчитывает 484 таких организации: 352 из них – действующие, около половины – муниципальные.

Для «отсеивания» предлагают лицензировать центр по оказанию услуг. Лицам, которые выдают УКЭП, не имея специальных полномочий, определят административную и даже уголовную ответственность.


Автор:
Обозреватель


См. также

Не найдено ни одной записи.
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. dj_tol 104 30.08.18 03:17 Сейчас в теме
Опять свои конторы продвигают.
Kochergov; +1 Ответить
Оставьте свое сообщение