Аналитический центр «Национального агентства финансовых исследований» (НАФИ) оценил индекс цифровой грамотности жителей России. Страна попала в «золотую середину», набрав 52 балла из 100 возможных.
Под цифровой грамотностью эксперты имеют в виду совокупность навыков, которые позволяют человеку комфортно чувствовать себя в цифровой среде: общаться, пользоваться услугами, работать. В индекс входят несколько показателей:
- информационный;
- компьютерный;
- коммуникативный;
- индекс медиаграмотности;
- индекс отношения к инновациям.
Россиян эксперты НАФИ назвали очень разборчивыми в анализе СМИ и медиапространства – по этой шкале страна набрала 65 баллов. 72% граждан отметили, что понимают: далеко не вся информация, которую они потребляют, достоверна, и относятся к ней критически.
Информационная грамотность, или умение работать с цифровыми данными, оценена хуже – в 54 балла. При опросе 74% россиян сообщили, что предпочитают искать необходимые сведения на разных сайтах, а 45% не задумываются, что некоторая информация может быть опасной и вредной.
Индекс положительного отношения к новым технологиям был оценен в 47 баллов. Согласно результатам исследования, 58% респондентов уверены, что новые разработки позитивно сказываются на качестве жизни, 42% относятся к инновациям с опаской.
Компьютерную грамотность эксперты оценили в 46 баллов. По их мнению, россияне не очень хорошо разбираются в технических составляющих компьютеров и смартфонов и недостаточно глубоко понимают особенности их работы. Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера, а 75% используют вычислительные устройства только для бытовых задач.
Ниже среднего находится и индекс коммуникативной грамотности – он составил 46 пунктов. Это говорит о невысоком уровне способностей к анализу чужой точки зрения и низком опыте использования мессенджеров. При этом большинство респондентов (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации, а 76% уверены, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, что и в обычной жизни.
Значительной проблемой эксперты НАФИ считают отношение россиян к кибербезопасности. Так, 55% опрошенных граждан уверены, что защита персональных данных – не их забота. Лишь треть респондентов (35%) регулярно делают резервные копии собственных данных, а каждый пятый россиянин (22%) проводит финансовые операции через незащищенные Wi-Fi-сети.