В правительстве готовят поправки в УК и КоАП, принятие которых позволит законодательно разделить шпионские устройства и приспособления для личных нужд.
Определиться с определением
Главная проблема ст. 138.1 УК РФ – размытость законодательной регламентации «специальных технических средств (СТС) для негласного получения информации».
Ст. 138.1 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное производство, приобретение, сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Правовой вектор разработанных в правительстве поправок базируется на постановлении Конституционного суда (КС) от 31 марта 2011 года. Рассматривая дело о соответствии ст. 138 УК РФ конституционным нормам, суд вынес положительный вердикт, но указал, что приборы, массово используемые в быту, не могут быть квалифицированы как шпионские СТС.
Между тем, прошлым летом ФСБ предлагала классифицировать как «шпионские» – все приборы и ПО, которым умышленно «приданы качества и свойства» для скрытого доступа к информации. На первый взгляд кажется, что это достаточно четкая формулировка. Однако, если проявить усердие, шпионское устройство можно разглядеть и в камере, установленной на заборе частного дома, а шпионом признать игрока в Стартманию, выискивающего ключ в этой новости.
На декабрьском пленуме
В декабре прошлого года пленум Верховного суда решил не квалифицировать по статье 138.1 УК РФ действия лица, которое приобрело устройство, в целях: обеспечения безопасности, сохранности имущества или в целях слежения за животными, не планируя при этом его использование для вторжения в личную жизнь других граждан. То есть даже переоборудованные бытовые приборы, используемые в личных целях и «без умысла…» вполне допустимы.
Дискуссия по этому поводу длится несколько лет, а граждан продолжают привлекать к ответственности по ст. 138.1:
- 2012 год – 72 человека;
- 2013 год – 152 человека;
- 2014 год – 212 человека;
- 2015 год – 259 человека;
- 2016 год – 228 человека;
- 2017 год – 254 человека.
За 2017 год вынесено 177 обвинительных приговоров, где вменялась только 138.1 статья: из них четыре приговора лишили людей свободы. Остальные получили штрафные санкции: 60 человек на сумму 25-100 тыс. рублей, 101 человек – 5-25 тыс. рублей и один человек штраф от 100 до 300 тыс. рублей.
Несмешные курьезы
Несовершенство законодательства зачастую приводит к парадоксальным ситуациям. Не стала исключением и 138.1 статья УК РФ. Вот лишь несколько примеров:
- в 2015 году к штрафу в 10 тыс. руб приговорили жительницу Воронежской области, следившую за своим супругом с помощью авторучки с встроенными диктофоном и камерой;
- москвич Алексей Соколов четыре месяца отсидел в СИЗО за попытку продажи китайского брелока со встроенной камерой, который сначала использовал в качестве регистратора на мотоциклетном шлеме, а затем решил продать. В итоге государственный обвинитель просил суд вынести наказание в виде штрафа в 100 тыс. руб. Но суд приговорил «по отсиженному» – 4 месяца лишения свободы и выпустил «преступника» в зале суда.
Самой резонансной стала история фермера из Курганской области, который заказал через Интернет GPS-трекер для слежения за коровой и был задержан сотрудниками ФСБ при получении посылки.
На заседании правительства, состоявшегося 31 января, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что изменения в законодательстве назрели, поскольку устройств становится все больше, а размытое понятие «шпионского СТС» несет угрозу уголовного преследования для граждан, которые приобретали устройства для применения в быту.