Telegram не оставляет попыток доказать незаконность распоряжения Федеральной службы безопасности (ФСБ) о передаче ключей шифрования. Представители мессенджера уверены, что запросы данных для декодирования нарушают права граждан РФ. Но Верховный суд не согласился с этой позицией и 9 августа отклонил соответствующую жалобу от Telegram.
Не тайна
В марте этого года мессенджер уже обжаловал приказ ФСБ в суде первой инстанции, но получил отказ в удовлетворении. Верховный суд подтвердил, что требование ФСБ не предполагает передачу личных сообщений граждан, информацию о факте переписки или других охраняемых законом сведений. Поэтому положение Конституции о тайне переписки нельзя считать нарушенным. Таким образом, запрашиваемые спецслужбами ключи шифрования не относятся к данным, защищаемым законом.
Позиция Telegram
Представители Telegram подчеркивают, что требования ФСБ нарушают статью Конституции, которая гарантирует гражданам конфиденциальность переписки. Кроме того, истец настаивает, что распоряжение спецслужб касается не только нескольких пользователей Telegram, подозреваемых в терроризме, но и других частных лиц и представителей бизнеса.
Юрист Рамиль Ахметгалиев, представляющий Telegram в суде, уверен, что приказ ФСБ также нарушает нормы проведения оперативно-розыскной деятельности, потому что предполагает доступ к персональным данным пользователей во внесудебном порядке. Ахметгалиев критикует необходимость передавать ключи шифрования не конкретному следователю, занимающемся расследованием, а секретариату ФСБ: это может привести к нарушению конфиденциальности переписки из-за превышения полномочий сотрудником ведомства.
Позиция ФСБ
В этом споре основным аргументом Федеральной службы безопасности является тот факт, что ведомство запрашивает ключи шифрования только для сообщений конкретных людей, а не всех пользователей мессенджера. Представители ФСБ в суде считают, что требование не нарушает права истца и других лиц, потому что не позволяет правоохранительному органу читать всю переписку.
Позицию Telegram в ФСБ считают абсурдной: «Если порядок предоставления ключей дешифрования изменится, получится, что мы должны будем повторно получать санкцию суда: сначала на проведение оперативных мероприятий, а потом на получение ключей дешифрования. Это – абсурдное требование».
На заявление Telegram о том, что превысивший свои полномочия сотрудник ФСБ может читать переписку пользователей, представитель службы в суде ответила контраргументом: недобросовестный работник мессенджера также имеет такую возможность.
На основании этого прокурор просила в удовлетворении жалобы Telegram отказать. Верховный суд согласился с этой позицией.
Борьба продолжается
С момента получения запроса о предоставлении ключей шифрования в июле 2017 года Telegram постоянно участвует в судебных процессах, которые чаще всего заканчиваются для юристов мессенджера неудачно, как, например, обжалование решения Таганского суда в Мосгорсуде о блокировке .
Поэтому можно ожидать, что представители продолжат отстаивать права системы обмена сообщениями на территории РФ. Как минимум, будет еще один судебный процесс – Европейский суд по правам человека в Страсбурге зарегистрировал жалобу Telegram на блокировку в России и штраф в 800 тыс. рублей за отказ предоставить ключи шифрования.