Глава Минкомсвязи Константин Носков считает, что свидетельство о рождении – излишний документ, и его следует заменить электронной записью по факту рождения.
Идентификация россиян онлайн
В среду, 1 августа, состоялось первое заседание Совета РФ по цифровой экономике.
Глава Минкомсвязи Константин Носков заявил, что в онлайн-среде расширят возможности и способы удаленного распознавания россиян. Обновленная система идентификации упростит взаимодействие граждан с государственными органами и местным самоуправлением и сократит бумажную волокиту при оформлении документов.
Министерство уже приступило к анализу законопроектов, на основе которых могла бы развиваться цифровая экономика. Впоследствии ведомство разработает правила для добровольной идентификации граждан с помощью мобильного телефона, электронной подписи или уникального кода. Шифром станет любая информация, с помощью которой человек сможет подтвердить свою личность.
Единый идентификатор
В 2019 году номера паспорта, пенсионного и страхового удостоверений россиян привяжут к сквозному идентификатору. В будущем он заменит остальные документы. Разработкой занимаются Центробанк, Минкомсвязи и Минфин.
Идея оказалась не оригинальной – в некоторых зарубежных странах человеку с рождения присваивают личный номер. Его можно использовать для привязки паспорта, медицинской страховки, водительской лицензии и т.д. Во Франции это INSEE, а в Финляндии – HETU. В Индии гражданам при рождении присваивают уникальный персональный номер Aadhaar. К нему привязывают сразу несколько карт: налогоплательщика, избирателя и продовольственную карту. А также номер банковского счета и мобильного телефона гражданина.
Цифровизация всех сфер жизни
Глава Минкомсвязи Константин Носков считает, что свидетельство о рождении – излишний документ, и его следует заменить электронной записью по факту рождения. Это может стать новым шагом развития цифровой экономики.
«По факту рождения ребенка в тот же момент должна появляться запись о том, что он родился, и не нужно свидетельство о рождении. Это страшно звучит, но это так. Бумажка никому не нужна, нужна запись о том, что появился новый человек», – заявил министр.
В России после рождения ребенка необходимо обращаться сразу в несколько инстанций: чтобы получить справку о рождении, свидетельство о рождении, выписку из домовой книги и т.д. Возможно, позднее для всех этих процессов начнут использовать одну электронную запись, а средства материнского капитала будут поступать сразу на банковскую карту.
С заботой о россиянах
Автоматизацию государственных услуг начали внедрять в России в конце 2009 года, когда запустили работу специализированного портала. Изначально предполагалось, что портал ознакомит граждан со списком услуг госучреждений федерального, регионального и муниципального уровней.
Спустя четыре месяца на портале заработал сервис авторизации («личный кабинет») по страховому номеру СНИЛС. Такой сервис позволил регистрироваться на сайте и отправлять документы на оформление услуг, а не только получать справочные данные. Это экономит время в очередях.
Регистрация проходит с привязкой и проверкой электронного адреса, мобильного телефона, подтверждением личности пользователя (код подтверждения высылается почтой или передается через офис ОАО «Ростелеком»). Зарегистрировавшись на портале, граждане смогут получать сведения о состоянии лицевого счета из Пенсионного фонда, подавать заявление на получение загранпаспорта нового поколения.
Самые востребованные госуслуги
В 2017 году на портале зарегистрированы 80 млн россиян (данные Минкомсвязи). Самыми востребованными услугами оказались:
-
Получение и продление разрешения на хранение и ношение оружия.
-
Замена водительского удостоверения с истекшим сроком годности или при смене данных владельца.
-
Получение международного водительского удостоверения.
-
Получение справки об отсутствии судимости.
-
Регистрация рождения от двух родителей.
-
Получение СТС, ПТС или регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных.
-
Регистрация нового транспортного средства, ранее не зарегистрированного в ГИБДД.
-
Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР.
В перспективе оцифровать могут оформление ипотеки, пособий и льгот, документов для страховых компаний после регистрации ДТП, полис ОМС, удостоверение водителя.
Правительство считает важным избавить россиян от лишних действий. Один из способов решения проблемы – перевод документов в электронный формат или полная замена бумажных документов цифровыми.