Область применения
Программа может быть полезной в случаях, когда по каким-либо причинам не устраивает результат выполнения стандартной процедуры закрытия счетов учета затрат на производство.
Например:
- Особенности учетной политики организации, которые не получается учитывать стандартными средствами.
- Необходимость формирования управленческой отчетности по затратам на производство, для получения которой требуется применение специальных схем закрытия затрат.
- Необходимость применения различных оперативных данных в процессе закрытия. Примеры:
- В организации есть, например, ТЭЦ, затраты которой требуется распределять по предоставляемой соответствующими службами справке (услуги другим подразделениям, услуги населению и т.п.).
- Необходимость распределения общепроизводственных (и других распределяемых) затрат пропорционально объему трудозатрат подразделений основного производства. Обычно это актуально для проектных организаций.
- Необходимость использования отсутствующих в стандартном механизме распределений.
- Применение нетипового плана счетов, для которого невозможно использование стандартного механизма.

Технические требования
Минимальная версия платформы 1С, не ниже: 8.3.24
Тестировалось на типовых конфигурациях:
- 1С:Бухгалтерия предприятия, 3.0.175.19
- 1С:Бухгалтерия предприятия КОРП, 3.0.175.19
Код частично закрыт.
Основные функциональные возможности
- Подготовка настроек для закрытия отчетного периода, отвечающих требованиям учетной политики и экономических служб организации.
- Возможность просмотра данных, получаемых в результате применения настроек.
- Возможность использования в процессе закрытия отчетного периода различных оперативных данных:
- справки распределения затрат,
- инвентаризация незавершенного производства,
- вводимые вручную базы распределения.
- Для автоматизации заполнения документов оперативных данных могут использоваться подключаемые внешние обработки.
- Возможность применения механизма дополнительных реквизитов и сведений для настройки условий отбора и заполнения аналитик формируемых проводок.
- Различные способы расчета доли списываемых затрат.
- Возможность проведения операций одновременно по бухгалтерскому и налоговому учету, так и раздельно (только бухгалтерский или только налоговый учет).
- Формирование бухгалтерских (и налоговых) оборотов по подготовленным настройкам, в т.ч. с расчетом себестоимости единицы готовой продукции.
- Формирование отчетов по выполненным распределениям затрат при проведении документов.
- Корректировка (перераспределение по аналитикам, счетам, сторнирование) существующих оборотов.
- Перераспределение остатков по аналитикам.
Общий порядок работы с программой
- Создание настроек.
- Настройка "Источников затрат", т.е. определение затрат, подлежащих закрытию.
- Настройка "Правил формирования баз распределения". Правила позволяют настраивать получение баз распределения на основании бухгалтерских остатков и оборотов. Для случаев, когда затраты необходимо распределить пропорционально данным, отсутствующим в учетной системе, можно создать "Фиксированную базу распределения", либо документ "Ручная база распределения".
- Настройка "Этапов закрытия" - правил формирования бухгалтерских проводок на основании подготовленных "Источников затрат" и "Правил формирования баз распределения".
- Заполнение документов, содержащих оперативные данные, если их использование предусмотрено схемой закрытия. В качестве таких данных выступать справки о трудозатратах, моточасах, данные инвентаризации незавершенного производства и т.п. Для этих целей используются документы "Ручная база распределения", "Справка распределения" и "Инвентаризация НЗП".
- Проведение документов "Закрытие себестоимости", формирующих бухгалтерские проводки на основании подготовленных настроек и документов, содержащих оперативные данные.
Документ "Распределение остатков и оборотов" позволяет решать отдельный класс задач по корректировке остатков и оборотов. Среди таких задач можно выделить следующие:
- Распределение остатков и оборотов по некоторой аналитике – например, распределение оборотов со служебной (или пустой) статьей затрат по фактическим.
- Расчет суммовых оборотов по количественным – например, формирование суммовых оборотов по текущей себестоимости готовой продукции на основании количественных.
- Замена в оборотах одного счета на другой.
- Реклассификация налоговых сумм в оборотах.
- Сторнирование оборотов.
Для справочников, хранящих настройки этапов закрытия можно включить хранение истории изменений. Включение происходит стандартными средствами конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" в разделе программы "Администрирование" - "Общие настройки" - "История изменений".
Подходы к закрытию отчетного периода, реализуемые программой, применимы к самым разным организациям, например, занимающимися проектной деятельностью, предприятиям добывающей промышленности, различным сервисным организациям, в том числе имеющим собственное производство.
Пример настройки 1 (применение правил формирования баз распределения)
Пусть по условию задачи нам надо закрыть счет 25 на счет 20.01. Накопленные затраты необходимо распределить на подразделения основного производства пропорционально их фонду оплаты труда.
Сначала настроим "Источник затрат", в котором определим затраты, подлежащие закрытию с разворотом по аналитикам "Подразделение" и "Статьи затрат".
Выберем следующие значения полей:
- "Счет источника" - 25
- "Способ расчета показателя" – дебетовый минус кредитовый оборот. Суммы для закрытия вычисляем через обороты, чтобы источник можно было развернуть по оборотному субконто "Статьи затрат".
Далее настроим правило формирования базы распределения по фонду оплаты труда.
Базу распределения будем получать как обороты Дт20.01 Кт70 с разворотом по "Подразделениям", субконто "Номенклатурные группы" и отбором по субконто "Статьи затрат".
Теперь осталось настроить "Этап закрытия".
В поле «Источник затрат» выберем наш источник.
Добавим проводку вида Дт20.01 Кт25. На странице "Базы распределения" добавим созданное правило формирования базы распределения.
- "Подразделение" и "Номенклатурная группа" - из разворотов базы распределения.
- "Статьи затрат" - из разворота источника затрат.
- "Продукция" - зададим значение.
Усложним задачу – настроим распределение затрат пропорционально разности оборотов Дт20.01 Кт70 и Дт20.01 Кт69. Для этого доработаем правило формирования базы распределения – добавим новую строку, в колонке "Способ расчета" укажем "Расчет по формуле". Далее на странице "Формула расчета показателя" настроим функцию, рассчитывающую оборот Дт20.01 Кт69 со знаком "минус".
На этом настройка завершена. "Этап закрытия" можно указать в документе "Закрытие себестоимости", который сформирует требуемые проводки.
Пример настройки 2 (применение дополнительных свойств и реквизитов)
Настроим закрытие счета 20.01 на счет 90.02.1 таким образом, чтобы в проводках Дт90.02.1 Кт20.01 субконто счета 90.02.1 "Номенклатурные группы" заполнялось значением дополнительного реквизита "Направление деятельности", определенного для справочника "Подразделения".
Для этого настроим "Источник затрат", добавив разворот по дополнительному реквизиту.
Далее настроим "Этап закрытия", где для аналитики дебета проводки "Номенклатурные группы" выберем способ заполнения = "Источник затрат", а в поле "Выбранное значение" выберем разворот источника затрат по дополнительному реквизиту.
Пример настройки 3 (применение справок распределения)
Пусть у организации есть общежития, затраты которых учитываются на счете 29. Планово-экономическая служба организации предоставляет справку, содержащую информацию о списываемых суммах затрат общежитий в разрезе направлений деятельности. Эти суммы необходимо списать на счет 90.02.1.
Настроим "Источник затрат", в котором получим обороты по счету 29.
Далее настроим "Этап закрытия", в котором для аналитики дебета проводки укажем способ заполнения равным "Справка распределения".
Создадим документ "Справка распределения". В состав колонок документа добавим "Подразделение" и "Номенклатурные группы". Для колонки "Подразделение" установим признак "Используется для отбора строк". Для колонки "Номенклатурные группы" установим признак "Хранит значение". "Способ определения суммы" должен быть равен "Сумма к списанию (руб.)", это означает, что в колонке "Сумма" указываются суммы для списания в рублях.
Созданную справку распределения вместе с этапом укажем в документе "Закрытие себестоимости". В результате проведения документа будут сформированы проводки вида Дт90.02.1 Кт29, которые с подразделения счета 29 "Общежитие" спишут 50 000 на номенклатурную группу счета 90.02.1 "Проведение конференций", а с подразделения "Общежитие 2" спишут 10 000 на номенклатурную группу "Прочие услуги".
Пример настройки 4 (распределение оборотов)
Настроим распределение оборотов по счету 20.01 по статьям затрат таким образом, чтобы кредитовый оборот по счету не содержал пустую статью. Подобные обороты могут быть сформированы такими документами как "Отчет производства", "Поступление из переработки".
Оборотно-сальдовая ведомость по счету до распределения:
Создадим настройку распределения, в которой укажем кредитовый оборот по счету 20.01 с отбором по пустой статье затрат.
Для аналитики "Статьи затрат" выберем способ заполнения = "База распределения". Для аналитик "Подразделение" и "Номенклатурные группы" установим флаг "Включить в отбор базы распределения". Это необходимо для того, чтобы для каждого сочетания "Подразделение" + "Номенклатурная группа" распределение было независимым.
В качестве базы распределения указано правило, которое возвращает разницу между дебетовым и кредитовым по счету 20.01 с заполненной статьей. Базу распределения развернем по субконто "Статьи затрат".
Оборотно-сальдовая ведомость по счету после распределения:
Примеры различных задач и способы настройки программы для их решения содержатся в руководстве пользователя, входящем в комплект поставки.
Встроенная справка содержит подробное описание справочников и документов.
Состав поставки
После покупки на почту поступит архив .zip, который содержит файлы:
- Расширение "АКРЛабКалькуляцияСебестоимости.cfe"
- Руководство пользователя.pdf
- Примеры обработок.zip
Лицензирование
Для полноценного использования программы необходимо провести процедуру ее активации. Активацию необходимо проводить для каждой из организаций, для которых планируется использование программы. До ее выполнения программа работает в демо-режиме, в котором для каждой организации возможно провести не более трех документов "Закрытие себестоимости" и "Распределение остатков и оборотов".
Для активирования программы необходимо ввести ключ, сформированный для определенной организации. Ключ формируется на основании предоставленной регистрационной информации, которая может быть одного из следующих видов:
- ИНН и КПП;
- Полное наименование организации.
Проверено на следующих конфигурациях и релизах:
- Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0, релизы 3.0.175.19
- Бухгалтерия предприятия КОРП, редакция 3.0, релизы 3.0.175.19