Алгоритм управления сроками. Курс по управлению проектами, часть 14

10.01.19

Саморазвитие - Компетенции и навыки

Как спланировать сроки? Управление расписанием – одна из самых сложных задач, и в этой области знаний PMBOK выделяет больше всего процессов. Менеджерам труднее всего в этом разобраться, поскольку здесь много неопределенности. Но именно поэтому при управлении расписанием важно следовать четкому и жесткому алгоритму работы.

Продолжение моего учебного курса по проектному управлению. Предыдущие материалы: 

1. Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера 

2. Три фундаментальных принципа проектного управления

3. Роли в проектном управлении

4. Управление заинтересованными сторонами 

5. Устав проекта - это скорлупа яйца

6. Алгоритм управления содержанием проекта

7. Сбор требований

8. Создание концепции проекта (project scope statement)

9. Иерархическая структура работ (ИСР)

10. Управление качеством – ключевые термины

11. Управление качеством – диаграмма Ишикавы (Ishikawa diagram)

12. Управление качеством: блок-схемы, чек-листы и контрольные карты Шухарта

13. Управление качеством – гистограмма, диаграмма Парето и диаграмма разбрасывания

 

 

 

Что значит управлять сроками Хотя рамки проекта фиксированы изначально, и в уставе уже есть конкретные сроки, менеджеру нужны подробности. Обычно в уставе сроки заложены в терминах – «не позднее чем…», но этой информации мало, чтобы контролировать проект. Потому что руководителю нужно в процессе отвечать на вопрос, укладывается ли вся работа в установленные сроки или нет, надо ли ускориться или и так успеем. Кроме того, команде надо понимать, в какой момент за какую работу браться.
 
Смысл деятельности по управлению временем – оценить сроки реализации проекта и подробно все расписать. Один из инструментов, который может быть полезным в этой области знаний есть формула – оценка по трем точкам, о ней мы расскажем немного позже.
 
Сам же алгоритм управления сроками состоит из 4 шагов.

Шаг 1. Составление сетевой диаграммы

Планирование сроковВспомните, какая на проекте иерархическая структура работ (ИСР) – я уже рассказывал о ней на примере проекта изготовления велосипеда. В ИСР можно было увидеть все работы, которые нужно сделать для получения конечного результата. Но это только перечень работ, там не указано, в какой последовательности надо делать все работы. Поэтому первым делом надо разобрать нижний уровень ИСР (самый верхний - до того, как мы декомпозировали), упорядочить все работы, чтобы было понятно, что за чем надо делать.
 
На этом этапе из иерархической структуры работ мы получаем сетевую диаграмму. Она отвечает на вопрос, в каком порядке надо выполнять работы.
 
Раньше было много способов нарисовать сетевую диаграмму, но потом выяснилось, что практически 99% менеджеров пользуются одной нотацией, поэтому сейчас она является повсеместной. Сетевую диаграмму изображают как набор прямоугольников – конкретных задач, которые соединяются между собой стрелками, обозначающими связь или последовательность. Правило нотации: если у работы есть предшественник, то от него должна идти одна стрелка. Из одного блока может идти несколько стрелок, это значит, что следующие работы могут выполняться параллельно. Грубо говоря, у вас есть дом. Вы собираетесь сделать фундамент, потом поставить стены. Но нельзя строить стены, пока не завершен фундамент, т.е. пока одна работа не завершена, другая никак не может быть начата. Именно об этом говорит стрелочка.
 
Если у работы два предшественника, это означает, что пока они обе не закончены, переходить к следующему этапу нельзя. Представьте, вы ставите стены, и должны привезти кирпичи для них. Пока не закончили с фундаментом и не подвезли кирпичи, нельзя строить стены. Первые две работы обязательно должны закончиться, только потом можно переходить к следующей.
 
Это главное правило, которое надо соблюдать при создании сетевой диаграммы – мы упорядочиваем работы, уточняем их последовательность.

Шаг 2. Уточнение ресурсов

Распределение ресурсовРазобрались в последовательности выполнения работ, начинаем распределять ресурсы.  Прежде чем мы полностью разберемся с планированием времени, нам нужно решить другой вопрос – определить, кто именно будет работать на нашем проекте. Уточнение ресурсов - важный вопрос. Потому что в зависимости от того, кто будет работать, меняется скорость реализации проекта. Например, в IT опытный программист напишет софт быстрее, чем начинающий. И его скорость может отличаться в десятки раз. Поэтому нам важно распределить ресурсы до того, как мы составляем расписание. Если, конечно, у вас на проекте рутинные работы, то скорость не зависит от опыта. Здесь надо смотреть на имеющееся оборудование, технику: ведь одно дело, когда люди копают лопатами, и другое дело – когда ту же работу выполняет экскаватор. Т.е. на втором этапе менеджеру надо разобраться, какие есть ресурсы, и как их можно распределить. Пока вы этого не поняли, даже примерно не получится определить, оценить, сколько времени займет выполнение работы.

Шаг 3. Определение продолжительности работы.

Определение продолжительностиЗадача – получить конкретный срок – в часах, днях. Звучит легко, но сделать это не так просто. В условиях неопределенности (а, напомню, любой проект обладает уникальностью, и как следствие, связан с неопределенностью) сложно понять, сколько времени занимают работы. Но есть множество методов, которые можно использовать - если мы не можем предсказать сроки точно, мы их предсказываем приблизительно. Да, придется и менеджеру, и команде прикинуть какой-нибудь срок, помучаться. Но только после того, как вы приблизительно поймете, сколько времени будут длиться работы, можно идти дальше.

Шаг 4, последний. Адаптация графика под календарь.

КалендарьКогда у вас есть сетевая диаграмма, вы понимаете, какие работы надо делать и сколько времени они займут. Но это еще не значит, что вы четко знаете, сколько времени будет длиться проект и в какие даты он завершится. Потому что есть еще выходные дни, потому что рабочий день длится не 24 часа в сутки (хотя можно организовать и круглосуточную работу).
 
Так что теперь все имеющиеся сроки нужно совместить с реальным календарем, привязать их к конкретным датам. С поправками на выходные, праздники, количество людей, график их отпусков. Таким образом, вы составите расписание и будете четко понимать, в какие сроки какая работа должна закончиться.
 
На этом этапе заканчивается работа с планированием сроков. 

Предыдущая часть курса: Управление качеством – гистограмма, диаграмма Парето и диаграмма разбрасывания, часть 13

Следующая часть курса: Алгоритм управления сроками с использованием специального софта. Курс по управлению проектами, часть 15

Начало курса: Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера. Курс по управлению проектами, часть 1

 

Если вас интересует тема "Управления проектами" и вы хотите самостоятельно подготовиться к экзамену на сертификат Project Management Professional, то приглашаем пройти новый видеокурс Ивана Селиховкина "Подготовка к экзамену РМР"

См. также

Компетенции и навыки Бесплатно (free)

Любой бизнес, который мы автоматизируем с использованием наших продуктов 1С – это система, сочетающая в себе управленческий, регламентированный и производственный учеты. Бизнес «живет» по правилам жизни системы. А регламентированный учет лишь отражает факт совершения хозяйственных операций. Расскажем о том, как с помощью технологии системного подхода видеть более целостную картину на входе в проект автоматизации, получать более качественную информацию в процессе обследования, глубже оценивать и предотвращать риски неуспешного завершения проектов.

04.08.2025    272    0    user1754524    1    

3

Лидерство Обучение и наставничество Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье порассуждаем о том, как заметить в разработчике потенциального руководителя, что меняется в работе разработчика после того, как он становится тимлидом, и какими минимальными управленческими навыками должен владеть начинающий тимлид. Помимо руководителей статья будет полезна разработчикам, желающим стать тимлидами. Разберем, на что обратить внимание, что сделать, чтобы тебя заметили, и в каких вопросах стоит прокачаться заранее.

24.07.2025    638    0    val54321    3    

9

Личная эффективность Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье поговорим о том, как из специалиста, погруженного в технические задачи, вырасти в руководителя. Выясним, какие этапы и навыки на этом пути – ключевые. Разберем, где и как развивать управленческие компетенции и на что обращают внимание топ-менеджеры, выбирая будущих лидеров. И главное: как понять, действительно ли управление – это ваше, или лучше остановиться на роли эксперта?

23.07.2025    500    0    kosmonavtka    0    

7

Личная эффективность Компетенции и навыки Бесплатно (free)

Харизма помогает руководителю вдохновлять команду, влиять без давления и выстраивать доверие. Это не врожденное качество, а ресурс, который нужно подпитывать и развивать. Те, кто сможет развить в себе харизму, станут не только уверенными руководителями, но и свободными, по-настоящему счастливыми личностями. Расскажем о том, как харизма руководителя влияет на успешность проекта.

28.05.2025    714    0    user596192_shiiisha    0    

0

Личная эффективность Компетенции и навыки Бесплатно (free)

На вопрос HR «Кем вы себя видите через 3… 5 лет?» – аналитики и руководители проектов 1С все чаще отвечают, что хотят стать руководителями подразделений или даже компаний. Рост в сторону ТОП-менеджмента – большая амбициозная цель для специалистов, чьей работой является автоматизация бизнеса. И, действительно, в процессе внедрения бизнес-приложений 1С в разных компаниях мы получаем большой пласт практических знаний о бизнес-процессах, о конъюнктуре отраслей, успеваем проникнуться реальной атмосферой управления бизнесами и их подразделениями. Расскажем об обеих сторонах медали под названием «ТОП-менеджер», а также об анализе склонностей и базовых предпосылок сотрудников при переходе на эту роль.

14.04.2025    1016    22    Pryamonosov    1    

4

Коммуникации Лидерство Компетенции и навыки Бесплатно (free)

Любой управленец периодически сталкивается с ситуациями, в которых необходимо принять волевое решение, но непонятно, с какого конца хвататься. Эдакий сферический конь висит перед носом и скалит зубы при попытке его потрогать. Страшно, но делать с этим что-то надо… Расскажем об универсальном алгоритме разбора ситуации и составлении плана действий по управленческим кейсам.

11.11.2024    1184    8    klimdw    8    

6

Компетенции и навыки Коммуникации Бесплатно (free)

Можно ли стать руководителем незнакомой команды, не владея стеком технологий продукта? Построить процесс найма и переформатировать структуру команд, сформировать инженерную стратегию и культуру разработки, выстроить процессы и наладить работу с продуктом? Расскажем о том, на что важно обратить внимание руководителю в новой команде.

06.11.2024    1772    0    Kukabarra    2    

7

Компетенции и навыки Руководитель проекта

Есть занятный психологический эффект, когда мы игнорируем проблемы, с которыми мы не понимаем что делать. В своей книге “Вальсируя с медведями” авторы назвали этот эффект “А, вы имеете в виду этот приближающийся поезд…”

05.11.2024    1982    0    MariaTemchina    2    

27
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. vihrov_av 11.01.19 11:20 Сейчас в теме
Спасибо. Очень актуально для планирования любого срока.
3. Marina29 16.01.19 12:50 Сейчас в теме
(1) Вы предлагаете использовать этот алгоритм для планирования срока исполнения проекта или срока отбывания заключения в местах не столь отдаленных, ежели не секрет?..
2. Ndochp 104 16.01.19 11:37 Сейчас в теме
>Поэтому нам важно распределить ресурсы до того, как мы составляем расписание.
А вот нифига. В вашем же примере: Пусть Б 2 попугая, а Г - 4. Не надо сначала ставить опытного на А Б В Д, новичка на Г и потом считать время. Будет больнее на 2 единицы, чем могло бы.

Ну а делать статью про управление времени в проекте (причем софтовом) без описания буферов и работы с ними.... Ну это вообще пустышка. Нету у софт задач срока выполнения. Есть оценка длительности с некоторым вероятностными распределением и все сложности в нем. А до того, что выше написано дойдет и моя десятилетняя дочка без чтения чего-бы то ни было.

Можете ответить, что нового должен узнать из этой статьи человек, который уже окончил школу?


+ (сразу не заметил) в блоке про ресурсы только про производительность и ничего про выравнивание. Ну блин :(
Оставьте свое сообщение