Маркировка - это процесс нанесения некоторой информации, в скрытой или читаемой форме для того, чтобы иметь некоторое представление об изделии или детали. Всю информацию мы собрали в видео на нашем канале, ну а если смотреть возможности нет, то предлагаем ознакомиться в печатной форме.
Используется эта методика повсеместно и во всех сферах человеческой жизни. Маркируются детали на заводе, продукты, спортивный инвентарь, одежда и многое, многое другое.
Среди всех этих сфер отдельно выделяется маркировка товаров. Маркировка товаров - это нанесение некоторого набора данных на товар для того, чтобы получить информацию об этом товаре. Если говорить в общем, то нанесение на товары наклеек "Внимание распродажа" тоже является маркировкой.
Особенный интерес к маркировке товаров возникает в последнее время. Ведь в скором будущем товары будут маркироваться в соответствии с установленным законом порядком. Маркировка товаров существует уже сейчас, однако пока требования предъявляются только к некоторым товарам, например к спиртным напиткам и меховым изделиям. В ближайшее же время список таких товаров может быть значительно расширен.
Казалось бы, всё здорово. Маркировка должна снизить риск купить подделку. Особенно это удобно покупателям. Ведь, например, купить сейчас настоящее моторное масло даже в официальных магазинах сейчас очень сложно. Сплошь и рядом сплошной обман и сплошной контрафакт. Но вместе с увеличением количества требований к товарам и с расширением списка товаров под маркировку, скорее всего, вверх поползут и без того высокие цены. Как всегда получается, что делается одно и ломается другое.
Как работает маркировка товаров
Для того, чтобы маркировка работала нужно, как бы это не было удивительно, нанести эту маркировку на товар. Процесс начинается с нанесения уникального символа или знака на упаковку товара. На практике - это обычный 2D код.
Этот идентификатор хранится в определенных базах и через него можно отследить весь путь товара от производства до реализации. Сама марка представляет собой особый 2D штрих-код. Именно в нем спрятаны все данные. Вся система завязана на онлайн сервера.
Сейчас подобная система реализована, например, в алкогольной продукции. Наверняка при покупке вы обращали внимание, что продавец считывает информацию по два раза – первый раз линейный код с внутренней маркировкой магазина (цена, количество и т.п.), а второй раз уже 2D код с информацией о товаре из системы ЕГАИС. Аналогично планируется работать и с остальными товарами, которые будут добавлены в перечень обязательных к маркировке.
Почему торговать подделками будет сложнее
При сканировании кода, он отсылается отсылался на сервер контролирующей организации. Если проданного товара становится больше, чем производимого, то возникает множество разных вопросов. Ведь если официально товар не произведен, то откуда он вообще взялся.
Магазин должен будет считывать код в момент приёмки и в момент реализации товара. Утрированно, это покажет, что товар номер № 1, который был получен со склада А, был продан на кассе №5. Т.е. внутри магазина весь цикл можно будет отследить. А значит, можно отследить и начало "путешествия товара". Так, если завод производит 500 изделий в месяц, а отпускает 1500 изделий в месяц, то серая схема поставок станет не совсем логичной и благодаря этому, найти "дырку" в поставках будет легче.
Группы маркировки товаров
Всю маркировку можно разделить на три группы. Не все виды продукции пока ещё подлежат обязательной маркировке.
Росалкогольрегулирование
Из того, что можно назвать полноценной маркировкой товаров - это самое первое, что появилось. Система ЕГАИС сначала была больше экспериментальной. Внедрение проходило достаточно тяжело и с большим количеством ошибок, но по мере его внедрения и исправления всё становилось лучше. На текущий момент система уже достаточно хорошо работает.
Эксперимент оказался настолько удачным, что через него стали маркировать не только алкоголь, но и древесину. Как это связано пока не понятно :)
Провайдером в данном случае выступает РосАлкогольРегулирование.
Ветиринарные сертификаты (Меркурий)
Ветиринарные сертификаты, которыми маркируется каждая отдельная партия мяса, изготовленная в один и тот же день.
Маркировка через систему Честный знак
Это, по сути дела, первый эксперимент по внедрению маркировки товаров, после маркировки алкоголя. Предполагается, что в новой версии системы маркировок будет использоваться этот отработанный механизм. Соответственно, тем кто имеет опыт работы с мехом, будет проще всего.
Итак, что же мы увидим и какие сроки. Когда начнется обязательная маркировка товаров?
Как будет выглядеть маркировка?
Это будет двумерный штрих код или, как мы все привыкли его называть - QR –код. Он будет наклеиваться на товар. По нему можно отследить всю партию товара, как мы рассказывали чуть выше. Кроме того, покупатель сможет использовать программы для смартфона, что, опять-таки, немножко усложнит жизнь тем, кто торгует всякой ерундятиной.
Кстати говоря, QR код для Честного знака называется Data Matrix. Ничего нового не придумали. Используют обычный 2D код с мудрёным названием. Но если вы где-то услышите такое сочетание, то помните, что речь идёт о системе маркировки честный знак и что это система, которая будет работать с обязательной маркировкой товаров.
Что нужно для маркировки
Вообще, по сути дела ,если вы давно используете некую систему автоматизации и у вас не самое устаревшее оборудование, то ничего покупать и не потребуется. Конечно же, Честный знак настаивает на том, что нужны будут специальные Data Matrix сканеры, но, по сути дела, это будут обычный имейдж-сканеры, о которых мы вам рассказывали в одной из статей. Т.е. останется только выполнить правильную настройку всего оборудования и, вероятно, установить новые прошивки. Итак, что же потребуется точно?
Для производителя
- Терминал сбора данных на склад для приемки и отгрузки товара c обязательной возможность считывания 2D кодов
- Термопринтер этикеток для маркировки
- Электронно-цифровая подпись и возможно флешка с ключом
Для продавца конечным покупателям
- Сканер штрих кода для приемки и отгрузки c обязательной возможность считывание 2D кодов
- Кассовый аппарат для продажи в розницу с подключенным ОФД для передачи данных по проданным штрих кодам
- Корректно настроенная система учёта и автоматизации, через которую все это дело передается и взаимодействует