Какими будут льготы для ИТ-предприятий комитета по законодательству? Чем обернутся для бизнеса антисанкции? Запретят ли импортное ПО и «железо» в России? Обернутся ли проблемы политиков «цифровым занавесом»?
Бремя – деньги
Новость об облегчении налогового бремени относится к разряду хороших (большая редкость в наше время): комитет по законодательству одобрил законопроект, подразумевающий налоговые льготы для организаций, занятых в области информационных технологий. Ставки налога хотят снизить до 13,5%. Законопроект был предложен губернатором Санкт-Петербурга. По мнению председателя комитета по экономической политике и стратегическому планированию Ивана Филиппова, ослабление налогового бремени для ИТ необходимо для развития цифровой экономики.
В первую очередь эти изменения должны стимулировать развитие новых ЦОД. Пока многие предприниматели из-за дефицита вычислительных мощностей вынуждены использовать зарубежные центры обработки данных для своих нужд. Будем надеяться, что эти меры помогут в развитии отечественных систем.
IT-санкции
С антисанкциями в ИТ сфере дела обстоят так. 16 апреля Госдума рассмотрела проект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств». Глава комитета по экономической политике Сергей Жигарев утверждает, что это перечень мер, имеющих чисто экономическую направленность. Он считает, что в первую очередь нужно «чтобы не пострадали экономические интересы РФ», и в то же время – обеспечить необходимыми инструментами президента и правительство. Ограничения выражаются, помимо прочего, в запрете на закупки технологического оборудования и программного обеспечения для государственных и муниципальных заказчиков и «отдельных видов юрлиц». При этом запрет не должен касаться товаров для личного пользования. Кроме того, американские компании могут лишиться права на товарные знаки в России, что даст возможность российским производителям безбоязненно производить любую продукцию под известными брендами, не неся за это никакой ответственности. Перечень таких брендов определит правительство. В списке мер противодействия санкциям также значится запрет или ограничение на привлечение к трудовой деятельности в нашей стране высококвалифицированных зарубежных специалистов.
В ходе рассмотрения окончательное решение перенесли на середину мая. Почему? Председатель нижней палаты Госдумы Вячеслав Володин объяснил: «Законопроект необходимо обсудить с участием экспертного сообщества, сегодня направляем его в правительство, президенту, в Счетную палату, в регионы, собираемся организовать встречи с деловым сообществом, с компаниями. Мы должны все нормы отработать, чтобы это был качественный законопроект».
Китай нам поможет?
Большинство представителей ИТ-бизнеса пока отмалчиваются по этому поводу и ожидают – что будет дальше?
Представители компаний «Новые облачные технологии» и «Росплатформа» считают эти меры неэффективными и не верят в то, что законопроект будет пущен в ход. Другие считают введение подобных ограничений вполне возможным, так как закупки американского оборудования являются существенной статьей расходов российских гос органов.
Для рынка коммуникационного оборудования эти нововведения могут создать сложности. Отечественные производители не способны предложить комплексные решения «под ключ», что, вероятно, приведет к усилению импорта из Китая.
Оптимисты верят в то, что ограничение на использование американского ПО приведет к развитию импортозамещения и даст неплохое подспорье российским разработчикам. Но каким образом законодатели собираются одним махом заменить весь пакет офисных программ, пока остается загадкой.
Хорошо, что в сфере управления предприятиями и документооборота у отечественного ПО есть достойная замена в виде 1С. В то же время рано спешить с выводами, пока Госдума не опубликовала конкретного списка мер, а также компаний, подпадающих под действие контрсанкций.
Светлое пиратское будущее
Введут ли вышеописанные ограничения в полном объеме или оставят в виде номинального «нашего ответа Чемберлену», скоро узнаем. Однако, на фоне кризиса инноваций в России, подобные новости как минимум настораживают. Попробуем представить, чем обернется это для отечественного сетевого сообщества...
-
Пакет контрсанкций, вероятно, приведет к необходимости поддержки собственного производителя, так что стоит рассчитывать на дальнейшие налоговые послабления, тендеры от госструктур и другие меры поддержки импортозамещения.
-
Свято место пусто не бывает и потребность в ПО приведет к повышению спроса на внутреннем рынке, а следовательно и цен на услуги отечественных разработчиков и программистов.
-
Если санкции серьезно коснутся импорта оборудования, скорей всего это еще больше стимулирует ввоз китайских аналогов и без того уже занявших свое место на российском рынке за счет более выигрышной ценовой политики.
-
Потеря права на защиту товарного знака вызовет волну отечественного и китайского фальсификата под известными мировыми брендами. Качество, конечно, будет вызывать сомнения. Apple или HP, собранный в Челябинске, вряд ли смогут похвастаться характеристиками оригинала.
-
Если напряженность будет и дальше расти, это приведет к дополнительным сложностям при работе с иностранными заказчиками.