Минкультуры поручил Ростуризму рассмотреть предложение об ограничении или полном запрете деятельности системы бронирования отелей Booking.com. Кому и зачем нужно закрывать самый популярный сервис бронирования гостиниц в России?
С чего все началось?
В конце апреля этого года глава туроператора «Свой туристический сервис» (Свой ТС) Сергей Войтович направил письмо в Минкульт с предложением ответить на санкции против России запретом деятельности сервиса booking.com.
По его словам, 70% отельного рынка монополизированы западной корпорацией: «Когда мы стали приходить в небольшие гостиницы, нам говорили: мы не очень заинтересованы в российских туроператорах, так как у нас есть Booking.com».
Это ужасно возмутило поборника контрсанкций и он тут же ринулся в бой. Ответ не заставил себя ждать: «В связи с Вашим обращением от 18.04.2018 № 10997 Департамент туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации информирует, что в целях рассмотрения указанного в обращении вопроса, дано поручение Ростуризму проработать его совместно с профильными отраслевыми объединениями и экспертным сообществом».
В 2015 году турагентство «Онлайнтур» уже обращалось в ФАС с жалобой на условия договоров Booking.com с российскими контрагентами. Аналогичное обращение поступило в том же году от сенатора Игоря Фомина. Тогда суть претензии состояла в том, что у сервиса присутствует обязательное требование к гостиницам гарантировать для них самую низкую цену. То есть, цена должна быть ниже, чем на сайте отеля или других сервисах бронирования, что создает условия для монополизации рынка.
Однако ФАС встала на сторону сервиса, поскольку компания не оказывает решающее влияние на оборот товара: «Если Booking.com перестанет сотрудничать с отелями, возможность бронировать номера не исчезнет».
Реакция общественности неоднозначна
Тема быстро набрала популярность. Не удивительно, ведь на этот раз взялись за святое – за отпуск!
Версии происходящего появились самые разные. Вспомнили и чемпионат по футболу, и диверсию Крыма приплели. Мнения разделились – одни припоминают сервису непоследовательность в отношении к принадлежности Крыма и пытаются уличить в низком качестве услуг. Другие считают, что сервис приносит деньги в бюджет, помогает планировать отдых, не имеет отечественных аналогов и это главное.
Не будем акцентировать внимание на шумихе и версиях СМИ, попробуем вместо этого разобраться – кто же является инициатором запрета?
Доносчик или патриот?
Главный зачинщик этого скандала Сергей Войтович фигурирует в СМИ как руководитель компании «Свой туристический сервис». Правда, по данным ЕГЮРЛ, этим предприятием управляетОксана Тоненькова. Она же возглавляла ЗАО «АТ Сервис» и ООО «Букингсервис», в котором Войтович был соучредителем.
Фирма «Свой ТС» активно участвует в госзакупках и заработала уже 112 млн. рублей. Основным ее заказчиком является Ростуризм.
В общей сложности, с 2002 года Сергей Войтович руководил или выступал соучредителем в четырех разных туристических проектах – все они на данный момент ликвидированы.
В 2014 – 2015 годах Войтович успел поработать на Красной поляне в олимпийском «Горки Городе», который сейчас стал городом-призраком. За что был награжден Дмитрием Медведевым премией правительства России в области туризма.
Похоже, что Booking.com сильно мешает Войтовичу продвигать сервис Svoy Hotel. Сервис безусловно полезный и нужный, но до уровня конкурентов за рубежом явно не дотягивает. Вот и решили «подвинуть» иностранного конкурента... доносом.
Реакция государственных органов
Минкультуры уже открестилось от этой инициативы, заявив, что направило в Ростуризм указанное обращение гражданина для подготовки ответа. Также ведомство отметило, что «это абсолютно стандартная процедура, которая носит технический характер» и работе сервиса ничего не угрожает.
Директор Департамента туризма и региональной политики Минкультуры России Ольга Ярилова назвала эту ситуацию «квазисенсацией».
Заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский, в ходе интервью телеканалу НТВ, высказался еще жестче: «Это очень хорошо, когда разрабатываются российские аналоги. Но плохо, когда под их маркой предъявляют ненужные товары. Срываешь этикетку с матрешки: “сделано в Китае“. Мне бы не хотелось, чтобы было такое импортозамещение».
В общем, похоже что на этот раз обошлись легким испугом, никто не пострадал.
Откуда ноги растут?
Президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин считает, что главной причиной скандала стало недовольство дополнительной нагрузкой в виде НДС, при использовании сервиса: «В апреле 2017 поступило письмо-разъяснение от Минфина, что на основании налогового кодекса надо брать НДС за услуги, в частности и Booking.com. Дополнительно к комиссии Booking.com гостиница платит еще и НДС, чего раньше не было. И тогда все возмутились. Это и стало причиной».
Чтобы решить проблему, можно убрать НДС с комиссии Booking.com или договориться с представителями сервиса о снижении комиссии сервиса в регионе.
Цифровая экономика и новые методы ведения бизнеса открыли невиданные ранее возможности для внедрения различного рода онлайн-сервисов. Это, в свою очередь, вызывает сопротивление менее расторопных конкурентов, ведущих бизнес офлайн, а также государственных институтов, озабоченных проблемами налогообложения, безопасности данных и влияния на рынок.
Uber, Booking.com, AliExpress, Amazon.com, Airbnb.com это далеко не полный список сервисов, столкнувшихся с подобными проблемами не только в России. Ситуация с Telegram показала, что запреты это не выход. Видимо, решение – в конструктивном диалоге между представителями власти и бизнеса. И будем надеяться, что здравый смысл победит.