В закупочной документации Ростелекома содержатся требования, которые в завуалированной форме исключают участие в тендере российских компаний, утверждает Сергей Рыжиков.
30 ноября руководитель «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков опубликовал на своей странице в Facebook пост следующего содержания:
«Прекрасный тендер объявил Ростелеком по выбору e-commerce платформы. Мне кажется, тендер составлен под совершенно определенного поставщика, и в нем прекрасно все:
- Тендер ограничивает число участников компаниями из квадранта Гартнера. Это особенно прекрасно. Не говоря уже о том, что российские компании принять участие в этом тендере не смогут;
- Тендер объявляется за месяц до конца 2016 года с решением в этом году. И это техзадание на 128 страниц на 500 миллионов рублей;
- Технические требования по языкам программирования явно ограничивают появление 1С-Битрикс: Enterprise в этом тендере;
- Ростелеком очень хочет проскочить в этом году с выбором платформы, так как в 2017 году будет сильно сложнее из-за изменений в 223-ФЗ».
«Напишите в комментариях свой вариант названия фирмы победителя этого тендера», – добавляет Рыжиков, сопроводив эту фразу улыбающимся смайликом. В комментариях один из пользователей пишет, что это SAP, и Сергей отвечает, что тоже так думает.
Немного поясним. На сайте Ростелекома в разделе закупок содержится информация о тендере на внедрение, развитие и поддержку системы «Платформа “Электронная коммерция 2.0”». Цена контракта – 504 млн рублей. Заявки принимаются с 29 ноября до 15 декабря, причем уже в январе 2017 года на этой платформе должны стартовать продажи первого этапа – «основных нефизических (digital) продуктов Общества для клиентов B2C сегмента».
Требования действительно прописаны очень подробно. Одним из них является следующее: «Прикладная программная платформа ИТ-решения ЭК 2.0 должна входить в актуальную версию рейтинга Magic Quadrant исследовательской компании Gartner Group (Gartner, Inc.) для Digital Commerce». Надо ли говорить, что в глобальном рейтинге американской компании Gartner российские поставщики решений для электронной торговли отсутствуют. А вот SAP или, скажем, Oracle там есть.
Сами по себе упомянутые особенности данной закупки криминалом не являются, но сочетание досконально оговоренных условий, часть из которых могут показаться абсурдными, и очень сжатых сроков нередко используется госкомпаниями или ведомствами для того, чтобы подогнать все под нужного поставщика.
Федеральный закон № 223-ФЗ, который упоминает Рыжиков, регулирует госзакупки для некоторых категорий госзаказчиков, к каковым относится и Ростелеком. Он является гораздо более мягким в сравнении с другим законом о госзакупках (44-ФЗ), который действует для иных категорий госзаказчиков. С 1 января 2017 года вводится ряд поправок в 223-ФЗ, призванных ужесточить его положения. В частности, вступит в силу ограничение закупок импортных товаров – точнее, их запрет в том случае, если имеются российские аналоги. Применительно к программному обеспечению перечень аналогов приведен в реестре отечественного ПО.
На момент написания этого материала в статусе закупки Ростелекома значится «отменена». Было ли тому причиной недовольство «1С-Битрикс», неизвестно. Однако заметим, что подобный прецедент уже имеется: разработчик облачного пакета приложений «МойОфис» пожаловался в Федеральную антимонопольную службу на Минстрой, решивший продлить лицензии на Microsoft Office, и тот получил нагоняй от антимонопольщиков.
На днях появились результаты проверки ФАС 46 тендеров на закупку иностранного ПО – общая сумма неправомерно совершенных закупок составила 769 млн рублей.