Социальная сеть Google+ закрывается после семилетней работы. Причиной стала низкая активность пользователей и утечка данных, затронувшая почти полмиллиона аккаунтов.
Конец истории
Google+, созданная одноименной поисковой системой, объявила о своем закрытии в августе 2018 года. За все время своего существования проект так и не смог занять конкурирующее положение на рынке. По словам представителей соцсети, 90% посетителей, открывавших сайт, проводили на нем не более 5 секунд. По этой причине доступ к Google+ для рядовых пользователей будет закрыт.
Компании смогут по-прежнему пользоваться социальной сетью. Не совсем понятно, зачем им это нужно на опустевшем ресурсе. Скорее всего, причина в том, что организации могли вкладывать деньги в развитие своих корпоративных аккаунтов в Google+, и теперь так просто их отключить нельзя из-за условий публичной оферты.
Также на решение о закрытии социальной сети повлияло обнаружение серьезной уязвимости в проекте. Баг позволял сторонним приложениям получить доступ к персональным данным пользователей без их ведома. По оценкам Google, скомпрометировано может быть до 500 тыс. аккаунтов.
В погоне за соцсетью
Google мечтала о запуске собственной социальной сети еще с начала 2000-х. В 2003 году компания вела переговоры о покупке одной из самых первых соцсетей Friendster, но руководство стартапа отклонило предложение поискового гиганта. Позже Google представила проект Orkut, который имел неплохой старт, но из-за медленного развития и большого количества недоработок постепенно растерял аудиторию. После этого компания надолго забыла о попытках сделать свою соцсеть. Во многом из-за стремительно растущей популярности Facebook.
Google+ была запущена в 2011 году, в период наиболее бурного роста интереса к социальным сетям во всем мире. Особенностями проекта поискового гиганта должны были стать «круги» – аналог добавления в друзья и вступления в сообщества. Пользователь мог сам настраивать, какие «круги» иметь и каким контентом делиться с представителями каждой группы своих знакомых. Также указание интересов на своей странице, по словам представителей соцсети, улучшило качество поиска. Наличие корпоративного аккаунта в Google+ позитивно сказывалось на SEO-параметрах сайта компании.
Но проект так и не смог отвоевать свое место в закладках браузеров пользователей. Не помогло даже агрессивное продвижение на рынке: страница в Google+ автоматически создавалась для всех, кто заводил почту на домене gmail.
Холодный прием был во многом вызван непониманием того, зачем пользоваться новой соцсетью и какие преимущества это дает. Необходимость управлять «кругами» только создавала лишние трудности и ограничивала видимость публикаций. Многие компании, вместо того чтобы развивать свои аккаунты, просто массово создавали их в Google+ для улучшения позиций сайта, что не добавляло интереса пользователей к соцсети. Кроме «кругов» у социальной сети не было многих других характерных возможностей: к примеру, функционал создания мероприятий появился лишь в 2012 году, тогда как «ВКонтакте» он был доступен сразу же после запуска проекта.
Странная и никем не понятая Google+ закономерно пришла к логическому завершению своей истории.
Последствия закрытия
Утечка данных из Google+ привлекла внимание американского сената. Представители Демократической и Республиканской партий США пришли к заключению, что законодательство в сфере защиты персональных данных необходимо ужесточить и повлиять на ИТ-корпорации, владеющие данными миллионов людей.
Джон Тьюн, председатель комитета конгресса по торговле, уверен, что индустрия не способна заниматься эффективным саморегулированием. Он считает необходимым разработку национального стандарта в сфере информационной безопасности. Достичь этого американские законодатели смогут только путем совместной работы.