Журнал Forbes обновил ежегодный рейтинг самых дорогих компаний российского интернета. Эксперты отметили: карантинный 2020 год стал фантастически успешным для ИТ-отрасли в целом, но агрегаторы и маркетплейсы особенно выиграли от введенных ограничений.
Тридцатка лучших
На первом месте в рейтинге – «Яндекс» с оценкой 22,980 млрд долларов США. В 2020 году компания разделила активы со «Сбером», а в октябре сорвалась запланированная сделка о покупке «Тинькофф Банка». Но это не помешало гиганту возглавить топ-30 самых дорогих компаний Рунета.
Вторую строчку занял маркетплейс Wildberries с оценкой в 14,523 млрд долларов. Оборот компании в 2020 году вырос на 96%, до 437,2 млрд рублей. Основательница Wildberries Татьяна Бакальчук стала лидером рейтинга богатейших self-made-женщин России: ее состояние оценили в 10,1 млрд долларов.
На третьем месте – Ozon с оценкой 10,581 млрд долларов. IPO компании было действительно фантастическим: в первые часы акции подорожали сразу на 30-40%. Маркетплейсу удалось привлечь 1,2 млрд долларов. В 2020 году оборот площадки достиг 194,5 млрд рублей.
Десятка крупнейших компаний Рунета выглядит так:
- «Яндекс» (22,980 млрд долларов)
- Wildberries (14,523 млрд долларов)
- Ozon (10,581 млрд долларов)
- Mail.ru Group (6,084 млрд долларов)
- Avito (4,907 млрд долларов)
- «1С» (2,282 млрд долларов)
- Lamoda (2,276 млрд долларов)
- HeadHunter (1,600 млрд долларов)
- Delivery Club (1,521 млрд долларов)
- «AliExpress Россия» (1,100 млрд долларов)
Особенности отбора
В список вошли компании, значительная часть выручки которых формируется в интернете. Поэтому в рейтинге присутствуют маркетплейсы: они продают на сайтах-витринах и получают деньги онлайн. А магазины с сайтами остались за бортом: они предлагают товары онлайн, но выручку получают оффлайн.
Кроме того, акцент сделали на российских компаниях. У всех представителей топ-30 более половины выручки приходится именно на Рунет либо свыше 50% пользователей – из России. Поэтому Telegram и Playrix в списке нет.
При оценке стоимости публичных компаний использовали данные биржи на 2 февраля 2021 года. Остальных участников рейтинга сравнивали с аналогичными по коэффициентам к обороту или выручке – те данные, которые предоставила сама компания.
Глобальная картина
Многие ИТ-гиганты могут сказать «спасибо» пандемии за рост показателей. Например, основатель Amazon Джефф Безос в 2020 году стал самым богатым человеком на планете. А продажи Zoom только в III квартале выросли на 367% по сравнению с 2019 годом, в целом же прибыль на одну акцию увеличилась на 6500%.
Вместе с тем ряд экспертов говорит о новом пузыре в ИТ-индустрии. Например, глава ВТБ Андрей Костин на форуме в Давосе заявил, что некоторые цифровые компании переоценены и до сих пор не показывали положительного финансового результата. Вокруг них формируются спекулятивные ожидания: инвесторы предполагают, что в 2021 году тенденция укрепится. Но никаких гарантий нет.
В Goldman Sachs составили список из 39 таких переоцененных компаний. В него вошли уже упомянутый Zoom, а также Palantir, Datadog, Slack Technologies и др. Все эти компании торгуются с мультипликатором EV/S более 20: это значит, что инвестором придется свыше 20 лет отбивать вложения за счет поступлений от продаж. Но покупатели акций верят, что рост продолжится, и акции гораздо быстрее принесут прибыль.
Российский сегмент
Эксперты утверждают, что на российском ИТ-рынке вероятность образования пузыря также существует. Например, Ozon продала свои акции, исходя из оценки 6,2 млрд долларов. При этом она не приносила прибыли. По данным на 2 февраля 2021 года, уже после IPO, компания стоила 10,58 млрд долларов, спустя неделю – 13 млрд. Goldman Sachs, один из организаторов IPO, оценил Ozon в 12 млрд долларов в ноябре 2020 года, но тогда это казалось фантастикой.
Рост акций Ozon повел за собой все российские маркетплейсы. Успешным оказался крупнейший из них – Wildberries. Дальше наблюдалась цепная реакция. Дорожали разработчики ИТ-решений, создатели досок объявлений и агрегаторов.
Если на рынке действительно образовался пузырь, то, по оценкам аналитиков, он лопнет примерно через год. Инвестор Джереми Грэнтэм из Великобритании считает, что в следующие несколько месяцев акции будут расти в цене, но затем последует неизбежный крах.
См.также:
Не только новое имя: что предлагает клиентам обновленный Сбер
Не договорились: «Яндекс» не будет покупать «Тинькофф»
Джефф Безос покинет пост главы Amazon