Центробанк не стал продлевать льготы для интернет-магазинов – с 1 октября он больше искусственно не сдерживает ставки эквайринга. Из-за этого банки намерены повысить комиссии за прием карт до докризисного уровня.
Из чего складывается комиссия за эквайринг
Интернет-магазины платят банкам за эквайринг – возможность приема оплаты по картам от покупателей. Основная часть эквайринга – межбанковская комиссия. Фактически это заработок банка-эмитента карты, с которой совершается оплата.
Кроме того, эквайринг включает комиссию банка-эквайера. Он отвечает за прием платежей – то есть работает со стороны магазина.
В среднем комиссия за эквайринг в России составляет 1,2-2,2%. Конкретные цифры зависят от банка, типа карты и категории товара.
Суть изменений
С 15 апреля Центробанк установил размер комиссии за прием карт в интернет-магазинах на уровне 1%. Эта мера призвана была помочь бизнесу в условиях пандемии.
Правило действовало до 30 сентября для магазинов, которые работают с продуктами питания, одеждой, товарами повседневного спроса, лекарствами и другими продуктами медицинского назначения. 1 октября продлевать условия не стали. Теперь Центробанк не ограничивает банки в вопросе установки эквайринговых комиссий. Чтобы укрепить свои позиции и нарастить прибыль, они планируют повысить комиссии для интернет-магазинов.
Масштабы роста
Чтобы уложиться в 1%, банки на время действия ограничений снижали межбанковские комиссии до 0,7%. В Газпромбанке заявили: из-за введения ограничения были вынуждены сократить программы лояльности по картам. При этом снижения цен у ритейлеров в банке не заметили, так что меры Центробанка негативно сказались на потребителях.
Но с 1 октября Сбербанк, ВТБ, «Открытие», Газпромбанк, «Русский стандарт», Альфа-банк, МКБ и другие банки вернут докризисные ставки комиссий – они увеличатся в 2 и больше раз. Критичным для рынка это не будет – продажи постепенно восстанавливаются, доходы магазинов увеличиваются.
Докарантинные ставки эквайринга складывались годами и экономически обоснованы. А если отдельные отрасли испытывают спад, то стоит вспомнить о сезонности, отметили в ВТБ.
Представители Альфа-банка заявили о росте оборотов интернет-эквайринга в льготных и других категориях. Когда льготы отменили, показатели немного снизились, но все же остались выше карантинных значений.
Глава АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) Артем Соколов отметил, что за счет льготных ставок интернет-эквайринг стал выгоднее платежей через POS-терминалы. Вследствие этого многие компании пересмотрели свои бизнес-модели и стали внедрять новые финансовые технологии. Возможно, из-за возвращения старых ставок придется снова пересмотреть подходы к приему оплаты, но это лишит покупателей удобства онлайн-платежей.
В Центробанке же напомнили, что СБП (Система быстрых платежей) поможет сохранить баланс интересов покупателей, эмитентов и эквайеров. Она позволяет оплачивать покупки по QR-кодам, а комиссия, которую банки могут брать с бизнеса, ограничена: 0,7% или меньше, в зависимости от вида деятельности и суммы транзакций.