Минпромторг готовит проект постановления, который предложит правительству субсидировать часть затрат российских маркетплейсов. Но для получения субсидии компания не должна иметь иностранного участия.
Кто получит субсидии
Проект Минпромторга предполагает, что торговые площадки могут получить в период с 2021 по 2023 год суммарно 1,5 млрд рублей – по 500 млн ежегодно. Эти деньги должны компенсировать организации затраты на логистику и хранение товаров.
Важное условие субсидирования – отсутствие иностранного участия в маркетплейсе. Это не позволит получить финансирование площадкам Ozon, «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия». Фактически, претендовать на денежную помощь от государства может только Wildberries, уверены эксперты.
Цели проекта
Заявленная цель проекта постановления – поддержка экспорта российских товаров на заграничные рынки. При этом издание «Коммерсантъ» отмечает, что маркетплейсы практически не торгуют продукцией местных поставщиков за границей. На внешний рынок предметы потребления поставляет с 2019 года AliExpress, Wildberries предлагает отечественный ассортимент в странах присутствия (преимущественно СНГ).
Единственная компания, которая специализируется на экспорте российских товаров – eBay. Генеральный директор организации на глобальных рынках Илья Кретов дополняет, что основной потенциал для выхода на зарубежье представляют страны Западной Европы, США, Азии, но отечественные маркетплейсы практически не представлены в этих регионах.
Мнение рынка
Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), уверен, что финансовая помощь от государства куда важнее для отечественных производителей, а не торговых площадок. «Ограничение иностранного участия в маркетплейсах указывает на то, что инициатива создавалась исключительно ради Wildberries», – утверждает президент НАДТ.
Еще один собеседник «Коммерсанта», представляющий рынок ecommerce, считает, что субсидировать стоит небольшие предприятия. Он также уверен, что проект Минпромторга разработан исключительно под Wildberries. «Вопрос о справедливости такой адресной поддержки крупного частного бизнеса вместо помощи малому бизнесу остается открытым», – негодует эксперт.
О необходимости поддержки малого и среднего бизнеса заявила и пресс-служба «AliExpress Россия». В компании напоминают, что именно производители несут основные расходы при производстве, доставке и продвижении товаров.