Непрофстандартные: ИТ-специалист и сегодня – больше призвание, чем профессия

18.06.2018      13471

На XIII Международном конгрессе ИТ-директоров «Белые ночи» одной и центральных тем стала кадровая политика в сфере ИТ. Аналитик Инфостарта побеседовал с участниками конгресса и собрал мнения представителей топ-менеджмента российских компаний.

В настоящее время деловое сообщество и государство активно работают над созданием так называемых профессиональных стандартов. Это документы, в которых описаны основные специальные и общие знания, умения и навыки, которыми должен владеть специалист той или иной актуальной ИТ-профессии в зависимости от уровня его квалификации. С одной стороны, профстандарты могут быть полезны бизнесу как инструмент оценки компетентности потенциального сотрудника и справочник, с помощью которого можно составить собственные корпоративные программы обучения и аттестации работников. С другой, такие документы используют образовательные учреждения и сами айтишники для того, чтобы понимать, что нужно знать и уметь, чтобы оставаться востребованным на рынке своей профессии специалистом. Но это, как говорится, в идеале.

Большинство опрошенных руководителей ИТ-служб утверждают, что сами по себе профстандарты по большей части не применимы для оценки компетентности специалиста с точки зрения потребностей компании. Технологии развиваются столь стремительно, что бюрократическая машина стандартизации просто не успевает актуализировать методический аппарат. Более того, ИТ-разработчики зачастую ориентируются на собственную уникальную базу знаний, корпоративный опыт и регламенты работы, которые каждый вновь принятый сотрудник, вне зависимости от образования и уровня квалификации, должен освоить заново.

Вместе с тем, ряд экспертов согласились, что работа по профстандартизации в сфере ИТ все же необходима. Она помогает привести государственные образовательные стандарты в соответствие с современными бизнес-практиками и запросами общества, а также планировать бюджетные расходы на образование и переквалификацию в условиях перехода к цифровой экономике.


Автор:
Аналитик


См. также

Не найдено ни одной записи.
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Sapiens_bru 4 19.06.18 05:46 Сейчас в теме
Программистам уже пора вводить обучение Мастер-Подмастерье, как в древности, для передачи знаний. Либо нужно кардинально менять подход к обучению, как это делают в проектах типа "школа 21".
Современная общеобразовательная школа и большая часть высшего образования находится под тотальным гнётом стандартов и бюрократии. Когда Учитель бОльшую часть времени занят не обучением и не самообразованием, а объяснениями в письменном виде перед государством, что и как он преподаёт.
Добавим околонищенские зарплаты, отпугивающие многих умных/инициативных.
Добавим лоббизм в сфере обеспечения учебными материалами, из-за которого в школы попадают не лучшие учебники, а те которые выгодно продавать.
Добавим возраст 60+ у большинства ответственных за выбор направление развития в образовании.
Получаем то что получаем - отучившийся 15 лет человек умеет писать,считать. А дальше его надо учить программировать и вообще работать.
Alex_8; b100; neikist; Kochergov; AerinSwift; Designer1C; Serega-artem; citicat; Verdad; 🅵🅾️🆇; dinn; ginshou; vrednyi_glavred; A_Max; botokash; Manoshkin; +16 Ответить
2. GOshaSaveiko 39 19.06.18 14:25 Сейчас в теме
(1) Считаю высказывание несколько устаревшим. Никого ничему не надо учить. Вот я вас спрошу: какова задача учителя? Вы наверняка скажете: научить. А сегодня это не работает. Сегодня вся информация есть на кончиках пальцев в смартфоне. Самая высокая гора в мире? Самая длинная река на земле? Business Process Modeling? Преобразование Фурье? Паттерны ООП? - всё будет на первой странице в гугле.
Считаю, что задача учителя - привить и посеять тягу к знаниям. Жажду исследований, достижений. Его задача привить правильное отношение к неудачам и успехам. Вот чем, на мой взгляд, должен заниматься учитель. А не вот это вот всё.
Студенты поверят преподавателю по менеджменту, если знают, что он приезжает на работу на троллейбусе и в пиджаке, которому 10 лет? И дело тут не в достатке. А если это будет антикризисный управляющий? А если это будет успешный и известный HR? Боевой программер?
А текущая школа - позволяет воспитывать просто людей. Ну так. НА всякий случай. Как бы чего не вышло. И не выходит. И повезло тем, кто может посмотреть на родителей, повезло тем, кому попался учитель с огнем в глазах.
Но и большинству родителей это не надо. Что может сотворить ребенок с жаждой исследований? Родителям нужна предсказуемость.

А теперь многабукаф:

Представьте себе альтернативную систему образования. Где мы смотрим куда нам нужно прийти, и что для этого нужно пройти. Как дерево достижений в Age of Emperies, Civilization или в других играх. "Нужно исследовать деревообработку и астрономию, чтобы получить доступ к мореплаванию".
Давайте пофантазируем над альтернативой:
Представьте: Человек после школы получает сертификаты: Basic Rus, Basic Math, Basic Programming, Basic Eng... Для трудоустройства на должность Юниора-кодера вам нужен Basic English, Extended Math, Advanced Programming, Special PHP. Сдачу экзаменов сделать строгой и индивидуальной. Человек идет. Предъявляет сертификаты, подтверждая право получать необходимый более высокий сертификат. Прослушивает курс, Вебинар, Обучается самостоятельно и прокачивает скилл. Это же как ачивки. Можно добавлять узкие специализации через сертификационные центры (и вот тут уже подключаются стандарты индустрии, которые сформированы самой индустрией, всегда мобильны и отвечают её требованиям)
Важно чтобы было доверие к системе сертификатов - если сертификат есть у человека - значит он действительно обладает этими знаниями.
Работодатель понимает, кто перед ним стоит когда видит сертификаты. Человек четко понимает, что ему нужно знать, чтобы стать космонавтом, экспертом по акулам, учителем Математики: кроме собственно математики - расширенные психология, и педагогика. Пройдет практику под эгидой сертификационного центра - получит "Математика, практическая педагогика"
Человек не просиживает свои штаны в университете, а последовательно идёт к своей цели. И знает, на что может претендовать. Сколько он сможет зарабатывать (через специальный сервис со статистикой ЗП по сертификатам). Процесс образования становится контролируемым, предсказуемым. Человек сможет относительно мобильно менять области своего приложения в жизни. Если кто-то очень много получил сертификатов "базовый юрист" - там наблюдается просадка по ЗП. человек решает, куда ему идти - развиваться в адванседы, или идти где-то по другой ветки дерева чуть раньше.
Это другая реальность! Другая система. Вообще другой способ формирования профессиональных навыков!
Kochergov; +1 Ответить
3. пользователь 19.06.18 14:33
Сообщение было скрыто модератором.
...
Оставьте свое сообщение