Единый портал госуслуг пополнится новым сервисом для досудебного обжалования решений надзорных органов. С его помощью также можно оставить жалобу на назначение проверок и бездействие должностных лиц.
Как пожаловаться
Премьер-министр Михаил Мишустин рассказал, что новая служба для обжалования будет добавлена на портал госуслуг в августе 2020 года. Она станет доступна через личный кабинет пользователя. Индивидуальным предпринимателям для оформления обращения потребуется простая или усиленная электронная подпись, предприятиям – усиленная квалифицированная электронная подпись. На ответ ведомству выделено 2 дня. Оно должно за этот срок либо отменить обжалованное решение, либо отказать.
Сервис начнет работу в тестовом режиме с 17 августа 2020 года и продолжит по 30 июня 2021. В эксперименте участвуют МЧС России, Ростехнадзор и Росздравнадзор. Заявление на портале госуслуг можно будет подать в случае несогласия с действиями контрольных органов в сфере качества лекарств и медицинской помощи, надзора в области пожарной и промышленной безопасности и вопросов надежности объектов энергетики и гидротехнических сооружений.
«Государство должно быть надежным и добросовестным помощником, а значит, наша задача – помогать бизнесу, а не создавать ему искусственные барьеры. Этот подход сохраним и в дальнейшем», – прокомментировал планы правительства Мишустин.
Нормативная база
Потребность государства в едином сервисе для цифровых обращений граждан и компаний установлена в паспорте федерального проекта «Цифровое государственное управление». Он утвержден правительством России еще в ноябре 2019 года.
Кроме того, власти при проведении эксперимента руководствуются законопроектом с изменениями в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Он предусматривает развитие сервисной модели контрольно-надзорной деятельности. Разработан Министерством связи 1 марта по поручению президента. Основной документ действует с мая 2006 года, и с тех пор практически не изменялся.
Устаревший документ
Закон ««О порядке рассмотрения обращений граждан» предусматривает отправку жалоб в письменном виде, по электронной почте или при помощи специальных форм на сайте ведомств. В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что текущие нормы ФЗ затрудняют взаимодействие граждан с госорганами. Текущая редакция затрудняет доставку сообщений, затягивает сроки реагирования, не предполагает отправку уведомлений о ходе рассмотрения запроса, с трудом автоматизируется.
«Каждый раз это разные сайты, разные адреса, разные способы заполнения информации. Все это работает крайне неэффективно», – рассказал заместитель министра связи Олег Пак.
Будущее обращений
Законопроект предполагает создание единой службы для обращения граждан на базе портала госуслуг, благодаря чему правительство сможет сократить время на ответ по некоторым типам жалоб. Для реализации новых нормативов предлагается создать на сайте:
- категории, описывающие определенные жизненные ситуации для направления запросов;
- функцию автоматического перенаправления обращения в уполномоченное государственное ведомство;
- возможность получать оповещения о процессе рассмотрения жалобы;
- систему для структурирования обращения, формирования единой базы знаний, использования нейросетевых технологий для обработки типовых запросов.