В «Яндексе» рассказали о приобретении банка «Акрополь», которым до этого владел директор «Связного» Евгений Давыдович. До этого поисковая система пыталась купить «Тинькофф», но сделка сорвалась.
Подробности сделки
На покупку финансового учреждения «Яндекс» потратил 1,1 млрд рублей. Из них 75 млн рублей – премия к капиталу банка за его приобретение. На текущий момент 85% активов кредитной организации «Акрополь» приходятся на портфель ликвидных ценных бумаг и средства на счетах в Центробанке.
По итогам сделки российский ИТ-гигант получит лицензию банка, включая универсальную банковскую. Благодаря этому «Яндекс» сможет выйти на финансовый рынок и предлагать соответствующие услуги. После разделения активов со «Сбером» кредитная организация получила сервисы «Деньги» и «Касса», оставив поисковую систему без платежных продуктов.
«Акрополь» ранее принадлежал бизнесмену Ахмету Паланкоеву, который также входил в состав Совета Федерации от республики Ингушетия. В 2019 году финансовое учреждение приобрел Евгений Давыдович – генеральный директор «Связного» и бывший руководитель «Бинбанка» и «Связной-банка».
Несмотря на договоренность руководства «Яндекса» и «Связного», сделку еще должен одобрить Банк России.
Не первая попытка
После разрыва сотрудничества со «Сбером», «Яндекс» не отказался от своего намерения развивать собственные финансовые продукты – компания подала в Роспатент множество заявок на регистрацию связанных с платежами товарных знаков: «Ябанк», «ЯФинтех», «Явалюта» и другие.
В 2020 году «Яндекс» намеревался купить банк «Тинькофф». Компании пришли к промежуточному соглашению, предстоящая сделка оценивалась в 5,45 млрд рублей. Часть этой суммы поисковый гигант был готов оплатить акциями головного офиса. Однако покупка финансового учреждения не состоялась, так как против продажи категорично выступил против глава банка Олег Тиньков.
Банковское дело
Аналитик «Финам» Леонид Делицын предполагает, что главная цель «Яндекса» – не столько развитие приобретенного банка, сколько создание на его платформе собственных финансовых продуктов: развитие финтех-услуг, выдача кредитов продавцам на маркетплейсах и, возможно, выплата займов покупателям. Эксперт сравнивает покупку «Акрополя» с более ранним поглощением «Яндексом» новостных ресурсов и погодных сервисов – все они вошли в экосистему компании, такая же судьба ожидает и банк.
Зачастую для ИТ-компаний представляет ценность не само финансовое учреждение, а его банковская лицензия. К примеру, ранее кредитную организацию приобрел Ozon – за 10 млн долларов он купил «Оней-банк».