О том, что «Сбербанк» собирается создавать собственного виртуального мобильного оператора, стало известно еще весной прошлого года, а в ноябре совместный оператор «Сбербанка» и Tele2 уже был запущен. Глава «Сбербанка» Герман Греф объяснил такое намерение тем, что сотовые компании ежегодно повышают тарифы на смс, из-за чего банк вынужден выплачивать им десятки миллиардов рублей.
И соцсети туда же
Стоит отметить, что тенденция перехода мобильных операторов в сферу банковских услуг и попыток банков освободиться из-под гнета мобильных операторов все больше набирает обороты. При этом в операторы связи подались не только банки, но и соцсети. Так, с 15 июля заработал виртуальный оператор мобильной связи от «Вконтакте», базирующийся на инфраструктуре сети «Мегафон». Запуск работы VK Mobile состоялся во время ежегодного мероприятия для пользователей соцсети «Вконтакте» – VK Fest. Для абонентов мобильной сети были предложены специальные условия, например,неограниченный доступ к мобильному приложению соцсети «Вконтакте», ежемесячный набор стикеров и подписка на музыкальный сервис Boom, сообщается на сайте «Мегафона».При этом «Мегафон» продолжает расширять свою сферу влияния в области финансовых услуг – банковская карта мобильного оператора с 18 июля поддерживается системой Apple Pay. Об этом поставщик услуг сотовой связи и мобильного интернета сообщил на своем официальном сайте. Сама карта привязанная к платежной системе Mastercard и объединенная с мобильным счетом абонента сети «Мегафон», была запущена в нескольких регионах в августе 2016 года и с 1 октября стала доступна для пользователей всей России.
Концепция «собрать все в одном месте»
Вслед за «Мегафоном» в сферу банковских услуг подался еще один участник «большой тройки» российских сотовых операторов – МТС. В июне этого года компания представила концепцию развития своей платформы «Кошелек МТС Деньги», которая начала работать с 17 февраля 2017 года. Об этом сообщило издание CNews со ссылкой на представителей компании.Пока платформа позволяет получать быстрый доступ к финансовым сервисам оператора, за что начисляются бонусы и скидки. «Кошелек МТС Деньги» объединил в себе несколько платежных инструментов – электронный кошелек абонента и его лицевой счет, а также банковские карты. Через специальное приложение для смартфона «МТС Деньги» пользователи сервиса могут совершать платежи и переводы с электронного кошелька. При этом все услуги доступны не только для физических, но и для юридических лиц, использующих корпоративные тарифы.
Согласно концепции, планируется добавить в сервис функцию переводов по номеру телефона незарегистрированных пользователей, возможность оплаты в интернет-магазинах, мессенджерах и других приложениях, а также реализовать привязку счета кошелька к сервисам Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay, выпустить виртуальную банковскую карту. Также в планах сделать возможным оформление кредитов, вкладов и карт через сервис, анализ расходов, страхование средств и покупку ПИФов. А за счет идентификации пользователей, МТС хочет предложить клиентам осуществление платежей с высокими лимитами на разовые транзакции до 60 и 200 тыс. рублей в день, что сопоставимо с лимитами на традиционных банковских картах.
Концепция развития сервиса предполагает не обделять вниманием и пользователей кнопочных телефонов – для них предлагается ввести возможность управлениями электронными средствами при помощи USSD-команд. Такой ход, по мнению компании, должен значительно расширить аудиторию сервиса.
До конца 2017 года в терминалах партнеров МТС – на кассах кафе, в такси и интернет-магазинах – для быстрой оплаты с лицевого счета МТС или банковской карты, привязанной к сервису, будет добавлена платежная кнопка «МТС Деньги».
В дальнейшем МТС объединит платформу «МТС Деньги» с сервисом мобильного банкинга «МТС Банка».
Прогнозы аналитиков
Как считают аналитики, у виртуальных операторов есть возможность стать востребованными на российском рынке, поскольку они имеют одно из ключевых преимуществ – широкую известность.«Ключевое преимущество MVNO (Mobile Virtual Network Operator). – это их широкая известность, – говорит он. – В идеале у них много точек продаж, больше, чем у обычных операторов, и потенциальный потребитель им доверяет. В прошлом (10–20 лет назад), когда передача голоса была довольно дорогой, компетенции в оптовой закупке и розничной продаже трафика позволяли американским виртуальным операторам успешно развиваться и быстро расти. Но сейчас, в условиях развитой конкуренции, передача голоса или данных уже не будут источниками прибыли крупных операторов. Новые MVNO будут продавать не просто голосовые услуги и даже, видимо, не только услуги передачи данных, они будут обеспечивать канал для связи с потребителем или пользователем», – рассказал аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын.