Часто в приложениях мы выполняем какие-нибудь действия, а затем срочно хотим их отменить. Так бывает и с денежными переводами: они по ошибке отправляются не на тот номер или же указывается неверная сумма. Чтобы избежать таких ситуаций, в Систему быстрых платежей (СПБ) добавили функцию возврата ошибочных платежей.
Аналог чарджбэка
Представьте ситуацию: вы сделали заказ в интернет-магазине, но в посылке обнаружили совсем не то, что вы заказывали. Вы можете вернуть товар и оспорить оплату за него, и если в магазине действительно ошиблись, банк сможет вернуть вам платеж через механизм чарджбэка.
Проблема в том, что если вы переведете деньги мошенникам или введете ошибочный номер карты, вернуть деньги через чарджбэк не получится. Но в Центробанке решили реализовать аналогичную функцию для подобных ситуаций – механизм быстрого возврата платежей в СБП, которые совершены по ошибке. Об этом сообщили «Известия».
Что-то подобное также есть в системе «Мир». Здесь диспутная модель позволяет достаточно быстро разрешить споры и вернуть деньги.
Механизм работы
Нововведение даст возможность банкам урегулировать споры по операциям клиентам в СБП. Технология призвана сократить сроки рассмотрения заявок в таких ситуациях. С ней банки фактически получат новый канал коммуникации, через который смогут напрямую адресовать запрос второму участнику спорной транзакции, заявили в НСПК (Национальная система платежных карт, которая является клиринговым центром СБП).
Чтобы оспорить транзакцию, клиент должен обратиться в банк и указать, в чем именно была ошибка – например, в реквизитах или в сумме перевода. Банк рассмотрит обращение и сможет через СБП скорректировать транзакцию или полностью отменить операцию. Это касается не только отправленных, но и полученных переводов.
К тестовому запуску системы присоединились более 130 российских банков, включая ВТБ, МКБ, ПСБ, Райффайзенбанк, Росбанк и другие финансовые организации, рассказали в НСПК.
В Росбанке отметили: новая система позволит сотрудникам банка работать с претензиями клиентов в едином окне и решать споры в четко регламентированные сроки. Разбирательство может длиться до 15 дней, тогда как в международных платежных системах – до 30 дней.
Отличия от чарджбэка
Прежде всего, чарджбэк происходит в обязательном порядке, если выполнены соответствующие условия – например, как в описанном выше случае, когда человек оплатил один товар, но получил совсем другой. Если банк не отреагирует на полученный от клиента запрос на чарджбэк, он фактически примет ответственность за неправомерность операции, а значит, обязан будет вернуть деньги клиенту.
А диспутный механизм в системе СБП будет добровольным – решение о том, возвращать деньги или нет, принимает банк. Если финансовая организация не реагирует на запрос, значит, она его отклонила и не планирует возвращать клиенту деньги, пояснила руководитель группы по борьбе с мошенническими операциями и претензионной работе Райффайзенбанка Марина Кодрян.
В целом клиенты СБП пока редко обращаются с запросами на отмену ошибочных операций. Чаще всего люди путают номера телефонов и из-за этого отправляют деньги не тому человеку, добавила Кодрян.
А вот карточный чарджбэк в России становится все популярнее, отметила руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова. Во многих банках оспорить операцию по карте можно одним касанием в мобильном приложении. Сейчас через чарджбэк пользователи очень часто возвращают деньги за билеты на самолеты или на концерты из-за ковидных ограничений, рассказала операционный директор сервиса «Фаст Ривер» Ксения Артемьева.