«Яндекс» завершил сделку по приобретению стартапа «Едадил», команда которого разработала одноименное мобильное приложение для отслеживания акций и скидок в ближайших торговых точках.
Агрегатор скидок, который станет инструментом
Стоимость сделки не раскрывается, но специалисты оценивают «Едадил» в 600-800 млн рублей. Долей акций стартапа «Яндекс» владел и ранее: ему принадлежали 10% компании. Остальное делили между собой основатель проекта Наталия Шагарина (80%) и программист Святослав Иванов (10%). Следовательно, 90% стартапа могли обойтись интернет-гиганту в 540-720 млн рублей.
В августе текущего года приложение для поиска скидок входило в ТОП-20 популярных мобильных сервисов. Стартап сотрудничает с 650 ритейлерами, а также с крупнейшими производителями товаров повседневного спроса. Работать с «Едадилом» выгодно из-за возможности таргетировать рекламу: однажды проявив интерес к определенной группе товаров, пользователь готов сотрудничать и дальше, если получит скидку на регулярно приобретаемую продукцию.
Несмотря на то, что с каждой покупки через приложение «Едадил» получает определенный процент, прибыли он не приносит. По итогам 2017 года, доход равнялся 40 млн рублей, а убыток составил 95 млн рублей.
Рекламная синергия
Обладающий огромной аудиторией «Яндекс» имеет все инструменты для раскрутки «Едадила». Купив приложение, интернет-гигант получил в руки всю цепочку продаж от рекламодателя до конечного потребителя. Многомиллионная база стартапа позволяет сформировать обширный реестр данных о покупках определенной группы пользователей. «Яндекс» сможет делиться этой информацией с рекламодателями, а они – оценить возможную прибыль от сотрудничества и прогнозировать эффективность рекламы.
Приобретение интернет-компании вписывается в общий тренд последних месяцев по продвижению на рекламном рынке. В декабре 2017 года представители «Яндекса» и «Сбербанка» подписали соглашение о намерении создать совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета». Банк инвестирует в проект 30 млрд рублей, но стороны будут иметь равные доли в совместном предприятии.
В совокупной клиентской базе «Яндекса» и Сбербанка окажется огромное число россиян. Используя базу, анализируя данные покупок, можно будет составить четкое представление о предпочтениях практически каждой семьи. Кто владеет информацией, тот владеет миром (в данном случае – рекламным).
Главным конкурентом «Яндекса» и «Сбербанка» на этом поприще может стать совместное предприятие Mail.Ru Group и Alibaba, которое также динамично развивается и наверняка в ближайшее время сделает ответный ход.
Будущие победители в битве за рекламный рынок
Активизация ИТ-гигантов вполне обоснована. По прогнозам специалистов, к 2024 году онлайн-продажи в России вырастут в три раза и превысят 3,5 трлн рублей. Более того, в 2018 году ожидают эпохальное событие, когда объем интернет-рекламы может превысить объем телерекламы. В 2017 году зафиксировано равенство этих показателей: 41%-41%.
Потребителям остается надеяться на честную борьбу между ИТ-гигантами за российский торговый и рекламный рынок, ведь только так формула «цена-качество» находит золотую середину.