Чтобы составить рейтинг, информационный центр РБК использовал статистику Роспатента о товарных знаках, по которым в течение прошлого года были зарегистрированы договоры коммерческой концессии (ДКК). Также была запрошена информация о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец 2017 года.
Место франшизы в рейтинге зависело от количества заключенных в 2017 году договоров, но при равных показателях у нескольких франшиз, учитывалось также общее число контрактов.
По показателям за 2017 года фирма «1С» заняла в рейтинге 1 место, заключив 698 контрактов за год. Общее число договоров фирмы за все время составило 8184, число расторгнутых сделок – 91. В тройку самых востребованных франшиз также вошли «Додо Пицца» и «Гемотест», заключившие 128 и 121 сделку соответственно.
«Динамика подключения новых партнеров – это показатель востребованности франшизы и устойчивости ее бизнес-модели. С другой стороны, понятно, что лидеры рейтинга уже работают в условиях сильной конкуренции, но география продаж франшиз огромная, а франчайзеры обычно стараются не допустить конкуренцию между франчайзи», – отметила основатель росийского каталога franshiza.ru Нина Семина.
По данным портала franshiza.ru, российский рынок франшиз развивается вполне стабильно, однако каждый год на нем появляются новые игроки, которые обгоняют старожилов по динамике заключения новых договоров с партнерами. В сентябре 2017 года в России действовали 1470 продавцов франшиз, из которых активно продвигали свои услуги около половины компаний. При этом рост количества франчайзеров на сентябрь 2017 года по отношению к аналогичному периоду за предыдущий год составил всего 4,8%. За предыдущие два года этот показатель равняется 7,14%.