В России с 1 января 2019 года идет эксперимент, призванный легализовать профессиональные доходы граждан. Чтобы «выйти из тени», россиянам предлагают оформиться в качестве самозанятого. Разбираемся с предметом и отвечаем на важные вопросы об эксперименте и налоговом режиме для самозанятых.
Кто такой самозанятый?
Самозанятые – лица, у которых нет работодателей и наемных работников, они получают доход от своей личной трудовой деятельности.
Кто может быть самозанятым?
Самозанятыми могут стать все физические лица, включая ИП, независимо от вида деятельности. Но есть несколько ограничений, при наличии которых самозанятым стать нельзя:
-
доход не должен превышать 200 тыс. рублей в месяц или 2,4 млн рублей в год. Если выше, нужно регистрироваться как ИП;
-
самозанятый не может заниматься оптовой или розничной торговлей чужих программ;
-
самозанятый не может работать по агентскому договору;
-
самозанятым стать нельзя, если есть (или будут в будущем) наемные работники.
Самозанятые должны оказывать услуги лично и продавать программы собственного производства.
Где можно регистрироваться в качестве самозанятого?
Режим для самозанятых в качестве эксперимента ввели в четырех российских регионах: Москве, республике Татарстан, Московской и Калужской областях. Он продлится до 31 декабря 2028 года.
Если человек работает в нескольких регионах, он сможет перейти на новый режим, выбрав регион, который участвует в эксперименте. Сменить регион можно раз в год.
Как официально стать самозанятым?
Нужно зарегистрироваться в приложении ФНС «Мой налог» на смартфоне или компьютере. В приложении гражданин авторизуется и через личный кабинет отправляет заявление, копию паспорта и свою фотографию. В приложение нужно заносить данные о продажах, чтобы налоговая инспекция автоматически рассчитала сумму налога. ФНС рассчитывает сумма налога к 12 числу месяца, следующего за расчетным. Платеж нужно провести до 23 числа в месяце, следующим за расчетным диапазоном.
Например: Сумму налога за июнь ФНС должна рассчитать до 12 июля. Оплатить налог за июнь самозанятый должен до 25 июля.
Какие налоги должен платить самозанятый программист?
Налог на профессиональный доход (НПД) – новый специальный налоговый режим для самозанятых. Налогом облагаются все денежные средства, которые самозанятый заработал в рамках профессиональной деятельности. На НПД можно перейти добровольно.
Программист, который оказывает услуги или продает разработки физическим лицам, платит налог в размере 4% от полученной прибыли. Если он работает с юридическими лицами – платит 6% налога. Неважно, продает он услуги по автоматизации 1С или программы собственного производства.
Если физическое лицо переходит на НПД, ему не нужно платить НДФЛ, а индивидуальному предпринимателю – все налоги с доходов, которые он платит сейчас. Если ИП регистрируется как самозанятый и уходит от старой системы налогообложения, необходимо обязательно сообщать об этом в налоговую.
На кого не распространяется налог для самозанятых?
Пониженные ставки налога не действуют для ИП, которые применяют другие налоговые режимы: УСН, ЕНВД и общую систему налогообложения.
Спецрежимом не смогут воспользоваться люди, которые работают с заказчиками по гражданско-правовым договорам, когда заказчик выступает в роли работодателя или был им два года назад. Такие доходы могут поступать на карту самозанятого, но льготный налоговый режим на них не распространяется.
Что будет, если не заплатить налог?
При первом нарушении за неуплату налогов самозанятому грозит штраф в размере 20% от неучтенной выручки, за повторное нарушение в течение полугода – 100% от этой суммы.
Нужно ли самозанятому выдавать чеки?
По закону, самозанятым можно не применять онлайн-кассу. Но чеки выдавать нужно. Сформировать аналог чека можно в мобильном приложении ФНС «Мой налог», через оператора электронной площадки или банк. У ФНС есть специальные реестры аккредитованных операторов.
Чек самозанятого может быть бумажным или электронным. Если самозанятый работает с покупателем напрямую, то чек нужно передать при расчете. Если исполнитель работает с заказчиком удаленно или безналично, чек нужно передать не позже 9 числа месяца, следующего за расчетом.
Нужно ли самозанятому сдавать отчетность?
Отчетность самозанятому сдавать не нужно.
Нужна ли самозанятому печать?
Самозанятому гражданину печать не нужна.
Что делать, если самозанятый программист когда-то работал в организации-клиенте?
Самозанятый сможет предоставить услугу и работать с юрлицом только в том случае, если с момента увольнения прошло минимум два года.
Как самозанятому одинэснику заключать договор с заказчиком?
При заключении договора обязательно указывать, что гражданин РФ стоит в качестве плательщика налога на профессиональный доход на учете в налоговом органе.
Как самозанятому заключить договор с сайтом Инфостарт?
Самозанятому нужно зайти в свой «Личный кабинет» на сайте infostart.ru, раздел – «Договоры».
Кнопка – «Новый договор».
Есть два вида договоров для самозанятых: «Авторские программы» (самозанятые) и «Авторские статьи и прочие разработки» (самозанятые). В первом случае валюта расчета – рубли, во втором – стартмани.
Выберите нужную форму договора и заполните необходимые данные. К договору нужно прикрепить документы:
-
подписанный договор о сотрудничестве;
-
ИНН;
-
СНИЛС;
-
основная страница и страница с пропиской в паспорте.
Важно: самозанятым нужно обязательно прикрепить к договору скан/фото справки о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональных доход.
После того, как договор заполнен, а все документы собраны – его нужно отправить на модерацию.