С 1 января маркетплейсы начали передавать данные в ФНС. На подходе отдельный закон, регулирующий работу электронных торговых площадок. Рассказываем, к чему готовиться в новом году, а также говорим об особенностях автоматизации онлайн-маркетов.
Передача данных маркетплейсами в ФНС: пока добровольный эксперимент
Законодательная норма, по которой маркетплейсы могут передавать данные о расчетах в Федеральную налоговую службу, начала действовать 1 января 2025 года. Пока это право, а не обязанность, и касается очень ограниченного круга продавцов – тех, кто используют АУСН. Однако такой подход, скорее всего, со временем станет общей практикой и затронет всех участников рынка.
Напомним, что АУСН – это особый налоговый режим, действующий пока в рамках эксперимента в нескольких российских регионах. На АУСН не надо сдавать налоговую отчетность, а данные, необходимые налоговым органам, поступают из банков, из личного кабинета на сайте ФНС, из фискальных чеков ККМ, и вот теперь еще и от маркетплейсов.
Предполагается, что торговые площадки будут передавать в ФНС информацию об операциях с продавцами в электронной форме в срок не позднее 10-го числа месяца, следующим за месяцем их совершения, при этом сведения будут двух видов:
- о произведенных с налогоплательщиками зачетах встречных требований
- о полученных от налогоплательщиков суммах агентских вознаграждений
«Перейти на применение специального налогового режима автоУСН можно будет с начала любого месяца. Кроме того, с 1 января 2025 года при утрате права на НПД можно будет перейти и на автоУСН, уведомив налоговый орган в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД» – говорится на сайте ФНС.
Главная интрига 2025 года – «Закон о маркетплейсах»
Еще одна значимая законодательная инициатива, которая может получить развитие в наступившем году, это специальный закон, регулирующий работу маркетплейсов. Надо сказать, что разработать и принять такой документ пытались уже несколько раз, но пока безрезультатно. Так, в 2023 году очередной проект получил отрицательные отзывы и не дошел даже до первого чтения в Государственной думе.
Новый концепт такого закона уже разработан Федеральной антимонопольной службой. Пока о документе известно немногое. Сообщается, что закон будет регулировать отношения между маркетплейсами, покупателями, продавцами товаров и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Нормы нового закона будут предусматривать определение участников рынка, требования к заключению и исполнению договоров, а также контроль за размещением информации о товаре, особенностями взаимодействия с покупателями, продавцами и владельцами пунктов самовывоза, в том числе при возврате.
Когда проект документа будет готов, он будет опубликован на портале законодательных инициатив.
О практике автоматизации учета для маркетплейсов: эффект сразу
Помимо развития регулирующего законодательства, 2024 год стал годом развития решений для автоматизации. Здесь драйвером выступает общий рост в сегменте продаж с использованием маркетплейсов. Например, по итогам 2023 год к 2022 году, рост числа покупок в онлайн-маркетах составил +63%. Итоги 2024 пока не подведены, но, скорее всего, они будут не менее впечатляющими.
При этом рост продаж предполагает не только возможную прибыль, но и большее число рутинных операций. В связи с этим получили развитие интеграционные решения для автоматизации обмена данными между электронной торговой площадкой и учетными системами.
Особенностью проектов автоматизации торговли на маркетплейсах является то, что они не похожи на стереотипные внедрения – длительные, сложные и с отложенным полезным эффектом. Автоматизация обмена данными между маркетплейсом и 1С начинает приносить заметную пользу практически сразу, оказывая ощутимое влияние на бизнес.
В качестве примера успешной автоматизации торговли на маркетплейсах можно привести проект, реализованный командой Инфостарта в конце 2024 года, для компании, которая производит и продает концентраты для приготовления кофе под брендом CoolBrew.
В качестве одного из ключевых каналов сбыта компания использовала популярные российские онлайн-маркеты – Яндекс Маркет, Ozon и Wildberries. Однако с увеличением объемов продаж справляться с рутинными задачами становилось все сложнее, и несмотря на наличие спроса и товаров нарастить прибыль оказалось затруднительно.
Проблему решила автоматизация обмена данными между 1С и торговыми площадками, которая позволила всегда иметь на маркетплейсах актуальные данные об остатках, затрачивая минимум усилий на обработку заявок.
В рамках проекта была реализована синхронизация личных кабинетов на площадках Яндекс Маркет, Ozon и Wildberries – товары, выставленные на маркетплейсах, были выгружены в систему и сопоставлены с номенклатурой, которая уже заведена в программе. Все это позволило унифицировать данные и обеспечить их целостность. А чтобы максимально автоматизировать весь процесс выгрузки, было настроено расписание для загрузки.
Готовые модули для интеграции 1С с маркетплейсами Яндекс Маркет, Ozon и Wildberries по схеме FBS
Простое и быстрое решение позволило получить существенный экономический эффект от внедрения. Весь процесс внедрения занял всего два календарных месяца с момента покупки набора модулей до первой выгрузки на маркетплейсы.
Общее число автоматизированных рабочих мест – пять.
Совокупная стоимость проекта вместе с приобретением лицензий – чуть более 100 тыс. руб. Все работы проводились удаленно, что было комфортно как для заказчика, так и для исполнителя.