Минтранс России запустил эксперимент по оцифровке транспортных документов в нескольких областях. В случае успеха практика будет распространена на всю страну.
Дорога к «цифре»
Минтранс занялся внедрением электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) при пассажирских и грузовых автоперевозках. В рамках тестирования система будет запущена в Москве, Татарстане, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае. Эксперимент продлится до 30 октября 2020 года.
По задумке Министерства, оцифровка транспортных документов повысит безопасность на дорогах: новая технология позволит в электронном виде получить данные о медосмотре водителя и результаты предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Выгоду получит и бизнес: перевод в цифровой вид 3 млрд первичных документов, ежегодно оформляемых перевозчиками, поможет снизить издержки компаний, ускорит и упростит прохождение контрольно-надзорных процедур.
До 28 февраля будет создана Межведомственная рабочая группа, курирующая проведение эксперимента. В нее войдут МВД, ФНС, Минтранс, Ространснадзор, Росавтотранс, Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).
Как пройдет эксперимент
Во время тестирования будет использована система, разработанная «ЗащитаИнфоТранс». Решение позволяет всем участникам перевозки обмениваться данными в режиме онлайн. Заместитель министра транспорта России Алексей Семенов, руководящий реализацией проекта, уточнил, что в дальнейшем предполагается применение Суперсервиса 22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Тестирование системы ускорит запуск услуги и поможет учесть все пожелания бизнеса, чтобы в конечном счете получилась удобная госплатформа для коммерческого использования.
Ассоциация ЦТЛ совместно с Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики планируют для эксперимента организовать взаимодействие систем электронного документооборота. В тестировании примут участие разработки «КОРУС Консалтинг», «Directum» (Synerdocs), «Э-КОМ».
«Оцифровка транспортных документов на государственном уровне, создание единых стандартов обмена данными между госорганами и бизнесом – масштабные и важнейшие шаги для развития отрасли», – отметил Антон Замков, директор Ассоциации ЦТЛ.
Участники тестирования
Ассоциация ЦТЛ предложила принять участие в эксперименте крупнейшим грузоперевозчикам и агрегаторам: «Совтрансавто», «Деловые линии», «Сельта» (перевозчик сети «Магнит»), «Мираторг», «Агро-Авто» (перевозчик Х5 Retail Group), XPO Logistics, FM-Logistics, «Яндекс.Такси». Компании приняли решение помочь в проведении эксперимента на добровольной основе и без какой-либо оплаты со стороны организаторов.
«Яндекс.Такси» не только воспользуется готовой системой для сбора и обработки данных ЭТрН, но и предложит Минтрансу собственные наработки. Директор по развитию сервиса в России Алексей Федотов уточнил, что компания уже больше года сотрудничает с министерством. Организации тестируют электронный путевой лист – систему, которая позволяет выпустить в рейс водителя такси с помощью цифровых технологий. Таксист может пройти предрейсовый медосмотр и техобслуживание в удобной для него точке и передать данные ЭПЛ другим заинтересованным лицам. Это помогает в 4 раза снизить расходы перевозчиков на выпуск транспорта на линию.
Координирует эксперимент руководитель департамента цифровой трансформации Минтранса Дмитрий Баканов.