Исследователи Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС опросили учителей, обучающих детей в 1-11 классах, и выявили 10 проблем с внедрением современных технологий в образовательный процесс.
Всего ученые собрали мнения 412 респондентов. Из них 173 учителя работают с начальными классами, а 239 – со средними и старшими. В опросе приняло участие 9% специалистов со стажем меньше 5 лет, 10% проработали в школе от 5 до 10 лет, 34% – от 10 до 20 лет, 47% опрошенных – мастера-педагоги, посвятившие образовательной работе больше 20 лет. 61% учителей, ответивших на вопросы РАНХиГС, имеют высшую квалификационную категорию. Среди респондентов не было специализированной выборки по преподаваемым предметам.
Главные проблемы
Среди десятка самых популярных тенденций с явным отрывом лидируют две: незаинтересованность учителей в использовании современных технологий и недостаточная компетентность в теории технологизации образования. Третье место заняли сразу несколько проблем: неумение преподавателя организовывать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников и отсутствие знаний об экспериментальных и исследовательских педагогических приемах.
Кроме того, учителя с трудом применяют полученную информацию о современных технологиях обучения к собственной работе, не знают актуальных техник педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников. Некоторые участники опроса отметили сложности и ограничения во время прохождения методических стажировок.
В целом исследователи РАНХиГС пришли к выводу, что преобладающая форма занятий в школах – это традиционный урок по классическому методу преподавания. Ученики лишь 38% учебного времени получают знания в инновационных формах.
Причины проблем
По мнению ученых, главная причина слишком редкого использования технологий преподавателями – нехватка свободного времени. По подсчетам авторов исследования, подготовка к традиционному уроку занимает у учителя примерно 40% его рабочего дня, в то время как к инновационному нужно готовиться на 20% дольше. Это связано со сложностью подобных занятий и недостатком компетенций.
О нехватке времени сообщили и сами преподаватели. Они пожаловались на слишком большое количество совещаний и высокую наполняемость классов. У учителей есть проблемы с возможностью самообразования: респонденты рассказали о нехватке курсов повышения квалификации и отсутствии опытных консультантов.
«Сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности, если он перегружен, не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования», – резюмируют авторы исследования.
Вместе с тем многие учителя признают необходимость более активного использования технологий в образовании. Учителя хотят, чтобы компьютерное и интерактивное обучение занимало как минимум 41% учебного времени, доля самостоятельной работы учеников в классе выросла с 33% до 47%, а на конференциях – с 10% до 16%.