Согласно последнему экономическому анализу Boston Consulting Group, новые технологии приведут к появлению десятков миллионов вакансий к 2030 году. Но из-за автоматизации труда это не уменьшит рост безработицы.
Исследование
Экономисты BCG смоделировали изменения спроса и предложения рабочей силы в Германии, Австралии и США. Они установили, что сокращение рабочих мест из-за автоматизации труда в следующие 10 лет будет сопровождаться увеличением рабочих мест в технологических областях. Но проблема в том, что не все, кто окажется без работы, смогут найти работу в области технологий.
В отчете авторы рассматривают множество факторов, чтобы определить, как изменится спрос и предложение на отдельные типы рабочих мест. К ним относятся:
- сдвиги в размере национальной рабочей силы из-за количества выпускников колледжей, выхода на пенсию и смертности;
- показатели внедрения технологий и влияния COVID-19 на экономический рост.
Результатом является очень подробный анализ для всех трех стран по множеству сценариев.
Чтобы понять, как занятость измениться к 2030 году, исследователи BCG оценили различные факторы, которые могут повлиять на рабочую силу страны. Они рассчитали число людей, которые выйдут на рынок труда, и тех, кто, по прогнозам, уйдет на пенсию. Затем сопоставили эти цифры с различными сценариями изменений в спросе на рабочую силу из-за роста ВВП и ускорения темпов внедрения технологий.
Тенденции
Чем выше рост ВВП страны, тем выше вероятность появления новых рабочих мест. А внедрение технологий приводит как к снижению спроса на специалистов в некоторых областях в результате автоматизации, так и к появлению новых профессий и вакансий.
В усредненном сценарии прогнозируется, что все страны будут испытывать нехватку рабочей силы. К 2030 году Германии может потребоваться три миллиона рабочих, а Австралии – один миллион. В США дефицит может превысить 17 миллионов рабочих мест.
В то же время технологии оставят многих людей без работы. Во всех трех изученных странах прогнозируется значительный избыток рабочей силы – 11 миллионов рабочих только в США. Скорее всего пострадают рабочие места, связанные с офисной и административной поддержкой, а также сфера услуг. В Германии в наибольшей степени автоматизацией труда будут затронуты производственные рабочие. А в Австралии излишки рабочей силы появятся в продажах и смежных областях.
Существует несоответствие между количеством сокращенных рабочих мест и профессиями, которые будут востребованы. Во всех трех странах к профессиям, испытывающим наибольший дефицит, относятся компьютерные специальности и работа в области науки, технологий, инженерии и математики. Также спрос на сотрудников будет расти в профессиональных группах, которые практически не используют автоматизацию, но требуют человеческого взаимодействия – здравоохранение, социальные услуги и образование.
Рекомендации
В отчете предлагается несколько мер для подготовки к цифровому будущему. Например, национальные правительства могут:
- точнее прогнозировать, как рабочая сила будет меняться с течением времени, выявляя возможные пробелы;
- наращивать масштабные программы повышения квалификации для решения проблемы;
- создавать онлайн-платформы для трудоустройства, которые помогут сопоставить имеющиеся таланты с открытыми вакансиями и возможностями переподготовки.
Компании должны предвидеть какие навыки и способности у работников им потребуются для успеха в будущем. Также организациям стоит улучшить свои программы найма и удержания и сформировать культуру обучения.
Сами работники могут активно осваивать новые навыки и гибко реагировать на изменения с течением времени.
«По мере того, как страны готовятся к удовлетворению двойных требований цифровой эпохи и экономических последствий COVID-19, они должны понимать, какие проблемы ждут впереди», – сказал Майкл Приддис, генеральный директор Faethm и соавтор отчета. «Это потребует применение более сложных аналитических моделей для прогнозирования спроса и предложения на рынке труда и интеграции их в основу кадровых стратегий».