С 1 сентября перестают действовать сертификаты, выданные коммерческими УЦ. Фирма «1С» напомнила о необходимости переоформить электронную подпись по новым правилам и представила отчет, который помогает проверить актуальность сертификатов.
Почему сертификаты КЭП могут перестать действовать, и что предлагает фирма «1С»
Фирма «1С» напомнила о том, что с 1 сентября 2024 года прекращается действие сертификатов, выданных коммерческими удостоверяющими центрами. В соответствии с федеральным законодательством электронной подписью для юридически значимого электронного документооборота теперь занимается УЦ ФНС. Также с этой даты работники юридического лица и представители ИП должны использовать УКЭП физлица и машиночитаемую доверенность.
«Для подписания документов в 1С-ЭДО с 1 сентября 2024 года необходимо использовать сертификат руководителя или сертификат физического лица с машиночитаемой доверенностью (МЧД), подписанной сертификатом руководителя или другим лицом в порядке передоверия» – говорится в инфописьме.
Чтобы проверить валидность используемых сертификатов, фирма «1С» добавила в свои конфигурации новый типовой отчет «Сертификаты электронной подписи», который позволяет провести инвентаризацию используемых сертификатов.
Отчет доступен из списка «Настройки электронной подписи и шифрования» и в Отчетах администратора (раздел Администрирование). С его помощью пользователи смогут получить такую информацию:
- отчет по действующим сертификатам;
- сертификаты с истекающим сроком действия – для своевременного перевыпуска сертификатов;
- сертификаты сотрудников, выданных коммерческими УЦ, которые не будут действовать с 1 сентября 2024 и требуют замены на сертификаты физических лиц;
- сертификаты, используемые вместе с машиночитаемой доверенностью.
Новый отчет «Сертификаты электронной подписи» на примере 1С:Бухгалтерии 3.0.156
Отчет «Сертификаты электронной подписи» доступен:
- в 1С:Бухгалтерии, начиная с релиза 3.0.156;
- в 1С:УНФ и 1С:Рознице, начиная с 3.0.8.109;
- и в 1С:ERP, начиная с 2.5.18.47 и 2.5.17.106.
Что делать для первичного получения сертификата КЭП
Для работы с юридически значимым документооборотом сотруднику, помимо оформления МЧД, нужно получить собственный сертификат электронной подписи. А также назначить профиль: «Добавление и изменение внутренних электронных документов».
Новый сертификат усиленной квалифицированной подписи можно получить прямо из конфигурации 1С, используя сервис 1С:Подпись. Для этого необходимо:
- Оформить заявку на выпуск нового квалифицированного сертификата. Действие доступно пользователю с админскими правами в меню Администрирование – Обмен электронными документами – Настройка электронной подписи и шифрования – Сертификаты – Заявление на выпуск сертификата.
- Распечатать и подписать заявление.
- Подготовить комплект документов согласно подсказке «Комплект документов» и обратиться к обслуживающему партнеру для передачи документов и личной идентификации.
После идентификации и обработки заявления обслуживающим партнером программа 1С установит актуальный сертификат на компьютер пользователя.
Если у сотрудника есть действующий квалифицированный сертификат, идентификацию при его замене можно пройти дистанционно.
Выпуск МЧД в решениях 1С
Пользователи сервиса «1С-ЭДО» могут выпустить машиночитаемую доверенность для физических лиц бесплатно по инструкции https://edo.1c.ru/handbook/35/7277/.
Срок действия МЧД определяется в самой доверенности, но должен быть не менее двух дней с момента регистрации. В случае, если срок действия не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня выпуска. При этом доверитель может в любой момент отозвать выданную доверенность прямо в сервисе 1С-ЭДО.
Фирма «1С» отдельно подчеркивает, что при создании МЧД используется подпись «с меткой доверенного времени». В этом случае автоматическая проверка подписи к МЧД не смотрит на срок действия сертификата руководителя, которым подписана МЧД, т.е. проверка производится на дату создания, указанную в МДВ, и после завершения срока действия сертификата руководителя так же даст положительный результат.